В числе кораблей, входивших в состав Кригсмарине, особое место занимает корабль радиолокационного дозора и наведения ночных истребителей «Того». И хотя, строго говоря, он был не единственным подобным в немецком флоте, многие авторы награждают его эпитетами «уникальный», «легендарный», поскольку его брат «Крит» погиб от английской торпеды вскоре после ввода в боевой состав. Так сложилось, что деятельность «Того» в период 1943-45 годов прошла на Балтике и оказалась тесно связанной с событиями в Восточной Пруссии.
Теплоход «Того» был построен на верфи «Бремер-Вулкан» в пригороде Бремена Вегезаке в августе 1938 года по заказу судоходной компании Вёрманн (Reederei Woermann) как сухогруз для использования на немецко-африканских линиях (Deutsche Afrika Line, DAL).
Его основные характеристики:
Длина: полная — 134 м, по ватерлинии - 124 м;
Ширина: 17,9 м;
Осадка: 7,9 м;
Водоизмещение: 12700 т;
Валовая вместимость: 5042 брт;
Двигатель: 8-цилиндровый двухтактный дизель МАН мощностью 5100 л.с. (3751 кВт);
Количество винтов: 1;
Максимальная скорость хода: 17 уз.;
Дальность плавания: 36000 миль при скорости 10 уз.
- «Того» до переоборудования
Начало II Мировой войны застало «Того» в порту Дуала — столице Французского Камеруна. Капитан Ойген Руссель еще 27 августа получил радиограмму об угрозе войны и поэтому, чтобы избежать интернирования, перевел судно в нейтральную гавань Бома в Бельгийском Конго. 25 октября 1939 года «Того» вышел в Атлантику, а 23 ноября, несмотря на морскую блокаду Германии английским флотом, сумел прорваться в Гамбург, где вскоре был мобилизован. Там «Того» находился до марта 1940 года, после чего был использован для обеспечения высадки немецких войск в Норвегии. В начале августа он прошел переоборудование и с 18.08.1940 г. был зачислен в состав Кригсмарине в качестве минного заградителя («Schiff 14»). Командиром был назначен капитан третьего ранга Бецендаль (Korvettenkapitän Betzendahl).
После проведения краткой подготовки экипажа 04.09.1940 г. «Того» загрузил в Свинемюнде около 250 мин и совместно с минными заградителями «Кайзер» и «Schiff 23» направился в район Ла-Манша на постановку минных заграждений, прикрывающих фланги района планируемой высадки немецких войск в Англию. Выполнив свою задачу в районе побережья Бельгии и Голландии, корабль вновь загрузился минами и в ожидании приказа на новые минные постановки и начала операции «Морской лев» поочередно находился в гаванях Шербур, Нант, Сент-Назер, Брест. Это продолжалось до тех пор, пока во время воздушного налета на Брест 04.02.1941 г. в него не попали 4 зажигательных бомбы. Кораблю повезло — при этом он почти не получил повреждений, а пожар потушили прежде чем огонь добрался до мин. После этого мины были с него выгружены. А в апреле, после отказа немецкого командования от планов высадки войск в Англии и для усиления ее морской блокады было принято решение о переоборудовании «Того» во вспомогательный крейсер борьбы с торговым судоходством.
В течение почти года на Роттердамской верфи Droogdok Mij с него демонтировалось оборудование для постановки мин и проводились предварительные работы по перестройке, после чего он перешел в Штеттин, где с 16.06 по 25.10.1942 г. на него было установлено вооружение — 6×150-мм морских орудий, 6×40-мм зенитных автоматов «Бофорс», 8×20-мм зенитных автоматов, 2×2×533-мм торпедных аппарата. Предусматривалось размещение на нем 3 самолётов Арадо Ar-196. Корабль получил тактический номер HSK 10 («Handelsstörkreuzer 10») и сменил название на «Коронель» в честь чилийского порта, возле которого произошло одно из морских сражений Первой Мировой войны. Экипаж, который на этот момент составлял 350 человек, возглавил капитан 1 ранга Эрнст-Людвиг Тинеманн (Kapitän zur See Ernst-Ludwig Thienemann). До конца 1942 года корабль занимался боевой подготовкой и 30.01.1943 г. был введен в боевой состав флота. Вечером того же дня корабль вышел из Киля в район южной Норвегии, откуда 7 февраля отправился в свой первый боевой поход в Атлантику, который оказался коротким и неудачным.
Ставка на внезапность и маскировку не сработала. Англичане, благодаря работе своих служб радиоперехвата и дешифрования, своевременно получили информацию о выходе корабля в море. Поэтому их авиация целенаправленно работала по «Коронелю». Движению мешали плохая погода и минные поля. Несмотря на все это, корабль благополучно форсировал Ла-Манш. Но в районе Дюнкерка он дважды садился на мель, причем второй раз 9 февраля так хорошо, что смог сняться с неё только на следующий день с помощью буксира. Пришлось зайти в порт для осмотра корпуса. Вскоре после выхода из Дюнкерка 10 февраля, он был вновь атакован английской авиацией. В нос попала 100-килограммовая бомба. При этом была повреждена электростанция № 2, имелись погибшие и раненые. После двухнедельного патрулирования корабль вернулся в Дюнкерк. И новая неудача — авиация повредила входные шлюзы порта и корабль был вынужден там задержаться. 26 февраля во время очередного налёта авиации бомба попала в корму, пробила палубу и, не взорвавшись, застряла в румпельном отделении. 28 февраля с бомбой в корпусе «Коронель» сумел выйти в море. 1 марта в Киле бомбу извлекли из корпуса. На следующий день корабль был выведен из боевого состава флота.
Некоторое время он планировался к использованию в качестве прорывателя минных полей, однако, сведений о фактических его действиях в этом качестве в использованных источниках информации не нашлось.
Тем временем из-за участившихся налетов союзной авиации возникла потребность в корабле, который мог бы обеспечивать наблюдение за воздушной обстановкой и наведение истребительной авиации в районах, где отсутствовали стационарные радиолокационные посты, а также осуществлять раннее оповещение о налетах со стороны моря. В первую очередь, планировалось разместить его в районе радиолокационных постов № 69 и № 72, которые по каким-то причинам не были окончательно достроены.
- Схема радиолокационных постов в зоне проливов
Корабль, которому вернули прежнее имя, вновь встал на переоборудование. На этот раз с него было снято тяжелое артиллерийское и торпедное вооружение, добавлено зенитное и противолодочное, установлены различные средства обнаружения, связи и навигации.
На сей раз вооружение составляло: 3×105-мм орудия, 8×37-мм, 4 (впоследствии 5) счетверенных 20-мм («фирлингов») и 3 (впоследствии 2) одноствольных 20-мм зенитных автоматов, 6 пулеметов MG-34 (2 спаренных и 2 одиночных), 4 установки для запуска 86-мм ракет Raketensprenggranate L/4,8. Для борьбы с подводными лодками корабль вооружили 4 бомбосбрасывателями с общим запасом 24 глубинных бомбы.
Но главной особенностью этого корабля стали установленные на нем средства обнаружения и управления:
- радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Freya/AN»
- радиолокационная станция управления артиллерией и наведения истребительной авиации FuSE-65G «Würzburg-Riese»
- 2 зенитных дальномера с дополнительно установленными на их защитных куполах антеннами радиопеленгаторов Y-Peiler «Heinrich»
- 2 разведывательных приемника «Hans» E-Mess-Gerät
- Приемник «Hans» E-Mess-Gerät и пульт управления радиостанцией FuG-16ZU
- приемники обнаружения сигналов радиолокационных станций самолетов «Наксос» с антеннами на ходовом мостике.
«Вюрцбург» и дальномеры с радиопеленгаторами были гиростабилизированы, что обеспечивало их применение в условиях качки.
- РЛС «Würzburg-Riese»
Кроме того, были установлены 2х60-см прожектора на площадках по обе стороны дымовой трубы, а также 2х35-см прожектора на крыльях ходового мостика.
Для управления истребителями и их навигационного обеспечения использовались самолетные радиостанции FuG-16 и радиомаяк. Взаимодействие с командными пунктами управления истребительной авиацией обеспечивалось с использованием станции радиорелейной связи.
Для решения задач противолодочной обороны корабль оборудовали гидроакустической станцией.
18.08.1943 г. корабль был принят в состав флота под названием Nachtjagdleitschiff «Togo». Экипаж составил 357 человек, в том числе 283 - личный состав Кригсмарине и 74 - технический персонал из состава 22 роты 222 полка обнаружения и связи Люфтваффе (22. Kompanie des Luftnachrichten-Regiments 222).
Командиром был назначен капитан-лейтенант Рудольф Люк (Kapitänleutnant Rudolf Lück). Получил корабль и персональную эмблему:
- Img 06.jpg (11.9 КБ) 77252 просмотра
Корабль, хотя и входил в состав военно-морского флота, оперативно подчинялся командованию истребительной авиацией (Jagdfliegerführer (Jafü)) в районах его развертывания.
Первоначально кораблю были назначены 5 районов использования в проливах Большой Бельт, Каттегат и у мыса Скаген, находясь в которых он должен был обеспечивать борьбу с английской авиацией, выполнявшей минные постановки, но, вероятно, вследствие изменения обстановки, этот план не был в полной мере реализован и «Того» использовался преимущественно в Восточной и Южной Балтике.
- Планируемые районы использования «Того»
До 5 ноября корабль проходил испытания, экипаж занимался боевой подготовкой, после чего до 18 ноября встал в Кильскую верфь Deutsche Werke для завершения работ по переоборудованию. После этого испытания были продолжены. В ходе их проведения 16.12.1943 г. корабль, находясь в Кильской гавани во время воздушного налета, получил попадания 12 зажигательных бомб, но, тем не менее, был только легко поврежден.
- Вильгельм Пеш - один из членов экипажа «Того»
- Img 09.JPG (10.1 КБ) 77252 просмотра
- Боевой путь «Того»
По завершении испытаний корабль был направлен в район датского порта Орхус, где включился в систему ПВО. Однако после 3 массированных советских ночных авианалетов на Хельсинки (6/7, 16/17 и 26/27 февраля) было принято решение об использовании его в восточной части Балтийского моря. Корабль перешел в Таллин, после чего ночью 05.03.1944 г. занял позицию в Финском заливе с задачей наведения истребителей, прикрывающих Хельсинки. В течение марта радиолокационные станции 15 раз работали днем и 7 ночью, причем за это время был совершен только 1 налет. В течение апреля радиолокационные станции работали днем 19 раз, ночью - 9 раз. Как и в марте, реально корабль участвовал в отражении 1 налета. С 4 по 12 мая корабль обеспечивал ПВО Таллина, находясь в бухте Копли на западной окраине города, после чего вновь перешел в район Хельсинки. За май 1944 года «Того» 21 раз отработал днем и 12 раз ночью, но боевых столкновений с советской авиацией в этом месяце не было.
29 мая «Того» начал переход в Готенхафен. Там с 1 по 26 июня на нем был проведен текущий ремонт. 1 июля «Того» покинул Готенхафен и в сопровождении миноносца Т-196 направился к новому месту несения службы - городку Нётё на небольшом острове в юго-восточной части Аландского архипелага у входа в Ботнический залив. Перейдя в подчинение 1-го воздушного флота Люфтваффе, он прикрывал группировку Кригсмарине, в состав которой, помимо прочего, входили тяжелые крейсера «Лютцов», «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген».
- «Того» во время стоянки в Таллине в 1944 году
После того, как крейсера 8 июля покинули этот район, «Того» продолжал оставался в нем в качестве как плавающего поста оповещения. 20 июля его заменил эсминец Z-28, и «Того» направился к Либаве. На переходе морем он принял от миноносца Т-196 около 400 человек, оставшихся в живых после потопления нашей авиацией 16 июля в порту Котка крейсера противовоздушной обороны «Ниобе». Придя 21 июля в Либаву, «Того» включился в эвакуацию из нее войск и лояльного к немцам населения. Корабль принял ценное имущество, 246 раненых и примерно 450 беженцев. Выйдя в море 29 июля, 31 июля «Того» выгрузил их в Готенхафене, после чего продолжал оставаться там, не поступив, тем не менее, в подчинение местного командования истребительной авиации. 23-24 октября «Того» прибыл в Пиллау и поступил в распоряжение Командования истребительной авиацией Восточной Пруссии (Jagdfliegerführer Ostpreussen). Здесь корабль заступил на боевое дежурство в Кёнигсбергском морском канале. С 21 декабря корабль перешел в подчинение 2-й истребительной дивизии Люфтваффе, в которую входил и 22-й полк, личный состав которого находился на его борту. С 1 по 4 января 1945 года в Киле корабль прошёл модернизацию радиотехнического вооружения, результатом которой было повышение эффективности обнаружения низколетящих целей. 21 января корабль занял позицию в проливе Большой Бельт. Но уже 28 января он получил приказание прекратить дежурство и следовать в Пиллау для участия в операции «Ганнибал» - эвакуации морем из Восточной Пруссии населения, администрации и части войск.
Прибыв в Пиллау и 31 января, он принял на борт штаб Jafü Ostpreussen, а также большое количество беженцев. Однако, на следующий день этот штаб с корабля был высажен с приказанием принять участие в обороне. Взамен его было погружено население. Примерно с 2000 беженцами вечером 1 февраля корабль покинул Пиллау и 3 февраля прибыл в Готенхафен. 4 февраля в Пиллау он принял новую партию беженцев, с которыми 5 февраля прибыл на рейд Готенхафена, но смог разгрузиться только 8 февраля в Данциге. 11 февраля в Пиллау на него все-таки погрузилось руководство ПВО. с 15 по 20 марта в Хеле и Готенхафене на борт поступили раненые и беженцы и с 21 по 23 марта вместе с линкором «Шлезиен» «Того» перешел в Свинемюнде. Из-за невозможности высадить раненых на берег, корабль 25 марта был вынужден перейти в Киль. После выгрузки раненых он встал на якорь на Кильском рейде и с 30 марта принял участие в отражении налетов союзной авиации. 4 апреля корабль при воздушном налете на Киль был поврежден. Из-за малого запаса горючего «Того» в течение нескольких дней не мог уйти с рейда. Только 10 апреля он был отбуксирован в северную гавань около виадука Хольтенау. 20 апреля большинство членов экипажа из состава как Кригсмарине, так и Люфтваффе сошло на берег для участия в оборонительных боях. 3 мая «Того» вновь встал на якорь на Кильском рейде. А 4 мая на его борт поднялись британцы. Однако остатки экипажа оставались на борту до середины августа.
После войны «Того», что называется, пошёл по рукам. 13 августа 1945 года в состав своего флота его включили англичане, 15 января 1946 года - американцы, использовавшие его для возвращения на родину бывших польских военнопленных. В марте судно было передано ВМС Норвегии, где в декабре 1946 года получило название «Svalbard» и применялось как вспомогательное судно. Теперь на нем доставили из Норвегии в Германию освобожденных из плена немецких солдат. После очередного переоборудования его пассажировместимость достигла 900 человек. Поэтому по линии международных организаций «Того» привлекался к перевозке перемещенных лиц из Европы в Северную Америку и Австралию. За 6 рейсов с июня 1948 по октябрь 1949 года он перевез в Австралию 5242 человека. В 1954 году он был продан судоходной компании «Skibs A/S Thiltorn» и переименован в «Tilthorn», позже в «Stella Marina», а в 1956 году, вернувшись в свою родную Woermann Deutsche-Afrika-line, вновь стал именоваться «Того». В 1968 году продан в Панаму и переименован в «Lacasielle». Наконец, в 1976 году его приобрела греческая компания и переименовала в «Topeca». История судна закончилась 21 ноября 1984 года, когда оно во время сильного ветра было сорвано с якорей и выброшено на берег в 7 милях от мексиканского порта Коацакоалькос. При этом погибли 2 человека из 27, составлявших его команду.
Хотя «Того» мало использовался по своему предназначению и не сыграл решающей роли в отражении атак авиации в районах его использования, он стал родоначальником большого семейства кораблей во многих послевоенных флотах, вершинами развития которого стали американский «Observation Island» (T-AGM-23) и наш атомный «Урал» (ССВ-33). Впрочем, и они уже стали историей.
- Советский КРЛД постройки 60-70 годов
- «Observation Island» (T-AGM-23)
- «Урал»
Источники использованного материала:
http://de.wikipedia.org/wiki/Togo_(1938)
http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Waffen/Coronel.htm
http://www.gyges.dk/Togo.htm
http://www.absoluteastronomy.com/topics ... essel_Togo
http://www.radarworld.org./germany2.html
Heinz Schön. Flucht über die Ostsee 1944-45 im Bild
http://en.wikipedia.org/wiki/USNS_Obser ... (T-AGM-23)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Корабль_ССВ-33_«Урал»