Аэродром Лабиау Айхвальде - Полесск (Flugplatz Labiau Eichwalde)

Взлетно-посадочные полосы военного назначения
Ответить
Burgomistr
Интересующийся
Сообщения: 248
Зарегистрирован: 05-12-2005 12:12:17
Поблагодарили: 2 раза

Аэродром Лабиау Айхвальде - Полесск (Flugplatz Labiau Eichwalde)

Сообщение Burgomistr »

Полевой аэродром имел место быть в Labiau (Полесске). То, что от него осталось это рулёжная полоса-бетонка в лесу и 4 разбабаханных бункеров-складов хранилищ БК, один бункер стоит целёхонький. Остальные взрывали после войны, правда один бабахнул кажись во время войны потому что всё содержимое, что было внутри валяется по округе (интересного ничего нет). В 80х около рулёжки можно было наблюдать всякие разные запчасти от самолётов. В 90-е с помощью местных все было подчищено на металл.
От кого-то давно слышал, что там одно время базировались самолёты из Нормандии-Неман (но это не факт), проштудировав литературу о Н.-Н. ни одного упоминания об этом.
В здании нынешней средней школы Полесска раньше было что-то связано с LW, то-ли школы, то-ли госпиталя. Общался с приезжими немцами - бывшими аборигенами, так они молчат как партизаны - ссылаются, что были маленькие и ничего не помнят. Правда после удачной рыбалки и употребления большого количества спиртного он мне указал на место, куда были стащены часть защитников :P , вскрытие показало, что там в основном танкисты и жандармерия. Позже не мною было найдено санитарное захоронение сделанное немцами. По запискам, которые были в бутылках рядом с закопанными товарищами, можно было судить, что это были люфты. Так что я склоняюсь, что в школе был госпиталь LW. 8)
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

В развитие темы захваченных на земле самолетов несколько документов по оставлению немцами аэродромов в Восточной Пруссии, полученных в общей куче от rogi (Игоря). Перевод не дословный, немецкие "канцеляризмы" и сокращения для удобства чтения заменены на соответствующие (в моем понимании) русские выражения. В скобках уточняющая или дополнительная полезная информация.
1722.jpg
Авиационное командование Восточная Пруссия.
1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота

Айхвальде (Лабиау, находится в 3,2 км к юго-востоку от Лабиау/Полесск):
После сообщения о разрушении строений в районе Айхвальде взлетно-посадочная полоса не была окончательно разрушена в результате сильного артиллерийского обстрела. Задержка в мероприятиях по разрушению произошла в основном из-за того, что находящаяся там авиационная часть не смогла вовремя улететь из-за плохой погоды. Из-за неожиданно быстрого продвижения противника и отступления своих войск взлетно-посадочная полоса попала в руки врага, вероятно поврежденная артиллерийским обстрелом, но не разрушенная, как планировалось. (Аэродром имел только грунтовую взлетно-посадочную полосу)
Расследование, проведенное по приказу командующего авиационным командованием Восточная Пруссия (майором Бёкером) в конце января в отношении командования аэродрома подтвердило уничтожение оставленных объектов (помещений).

1723.jpg
1724.jpg
Копия с копии.
Командование авиабазы E(v) 259/III
Отдел L 34 108. Lgp. (почтамт воздушного округа) Кёнигсберг
24 января 1945 г.
Номер (документа) по журналу …/45 секретно
Касается (содержание документа): Эвакуация и уничтожение объектов авиабазы Айхвальде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1
Ia (оперативный отдел)
Einsatzort (категория документа?): Оперативная сводка

21.01.45: Противник уже частично продвинулся западнее Тимбера и Либенфельде, проник в лес Штернбергер. Аэродром поддерживает связь со штабом обороны "Позиция Дейма".
16.30. Получен приказ об эвакуации и уничтожении сооружений. Конечный пункт эвакуации – Берент (город юго-западнее Данцига, теперь Косьцежина, Польша), боевая готовность № 1, боевое охранение от Люфтваффе отправлено на "Позицию Дейма".
18.15. Приказ на погрузку автомобилей, не требующихся для обеспечения полётов, имуществом технических служб.
Ночь. Наземный персонал NAG.4 и ремонтный взвод 12/10 начали движение. "Позицию Дейма" занимает фольксштурм и мелкие подразделения.

22.01.45. (Общая обстановка): Противник приблизился к реке Дейма и угрожает Велау (Знаменск).
09.10. Радиосообщение от 1/1 (штаба 1-го района авиационного базирования): "Если существует непосредственная опасность, выполняйте мероприятия по уничтожению объектов".
11.40. К командному пункту аэродрома выдвигается батарея 3-го батальона (дивизиона) 1551-го артиллерийского полка (III/AR 1551). На "Позиции Дейма" подразделения Люфтваффе и фольксштурма заменены частями 286-й пехотной дивизии, с ней установлена связь.
В обед отправлены 12 грузовиков в Нойхаузен, (в том числе?) 2 грузовика с боеприпасами. С аэродрома отправляются разведывательные группы (боевое охранение?). Вечером на северо-востоке слышен сильный шум боя. В Лабиау иногда рвутся артиллерийские снаряды.
В 17.10 оперативное совещание. Приказ – начать уничтожение объектов авиабазы.
Самолёты NAG.4 не могут улететь из-за плохой погоды. Приняты меры для их защиты от повреждений, вызванных взрывами. Жилые помещения авиабазы частично заняты армией. Ночью взорвали помещения складов снаряжения и 2 топливных склада.

23.01.45. После полуночи (02.20) противник находится восточнее Деймы и южнее. Тревога для армейских частей на территории авиабазы. Враг снова отброшен. Комендатура поддерживает постоянную связь с командными пунктами армии. Весь свободный личный состав авиабазы использован для прикрытия подходов и охраны самолётов.
На рассвете усилился вражеский огонь с применением тяжёлого оружия. Группа NAG.4 готовится к взлёту.
В 7.30 обстрел района авиабазы, разбит 1 легковой автомобиль. Барак комендатуры сожжён, остальные постройки уничтожаются в указанном порядке. Были разрушены: весь район размещения, бетонные бункеры, хорватский лагерь, топливные ёмкости, открытый склад боеприпасов, за исключением штабелей, с которых армейские сапёры брали бомбы для взрывных работ. Боеприпасы к стрелковому оружию также переданы армии (срочное требование командира боевого участка Лабиау) – оружие без боеприпасов не может быть использовано в бою. Лётное поле не взорвано из-за артиллерийского обстрела. Неисправные машины уничтожены.
08.40. Близлежащие населённые пункты Грюнден и Недау находятся под артиллерийским огнём. После взлёта последнего самолёта оставшийся персонал комендатуры уходит с аэродрома пешком вместе с боевым охранением.
1729.jpg
Отчёт по эвакуации имеющихся (на аэродроме Айхвальде) транспортных средств.
Эвакуирована следующая техника:
2 тяжёлых мотоцикла с коляской
2 гусеничных мотоцикла
5 легковых автомашин
5 грузовиков
1 автобус
1 колёсный трактор
1 автоцистерна с прицепом-цистерной
1 кислородная (компрессорная?) станция с прицепом
2 гусеничных тягача "Ost" с прицепами
1 тяжёлый прицеп
3 лёгких прицепа
2 пожарных машины с прицепами

Из топлива вывезены:
5000 литров бензина "Отто"
5600 литров дизельного топлива
400 литров моторного масла

На аэродроме Айхвальде остались:
1 гусеничный тягач "Сталинец" – подорван ручными гранатами
1 лёгкий колёсный тягач (трактор) "Zettelmeyer" – подорван ручными гранатами.
1 прицеп тягача "Ost" – подорван ручными гранатами.
Эти транспортные средства были неисправными.
Всё горючее вывезено. Осталось 80 пустых бочек, которые были уничтожены в результате подрыва объектов аэродрома.

С подлинным верно
Майор …

Аэродром Айхвальде находился в полосе наступления 54-го стрелкового корпуса 43-й армии. В ЖБД 801-го стрелкового полка 235-й стрелковой дивизии он отмечен как захваченная 23 января посадочная площадка для самолётов южнее господского двора Глюксхефен ("Глюкохефен"). Полк доложил о захвате 12 повреждённых "Ю-87", но в ЖБД 54-го СК за этот день значатся 5 исправных и 2 сгоревших "Ю-87".
Ещё интереснее ситуация стала 24 января, когда из второго эшелона через боевые порядки 235-й с/д в бой ввели 126-ю с/д. Командный пункт дивизии разместился как раз в Айхвальде. В документах 126-й с/д сам аэродром не упоминается, но в список трофеев 24-25 января включены 13 неисправных самолётов без указания типа. Имел ли место между штабами дивизий разговор в духе:
15109804.jpg
неизвестно, но в штабе 54-го СК не стали морочить себе голову разборками и ограничились общим итогом за январь в 30 захваченных самолётов "вообще". Столько же указано и в итоговой сводке 43-й армии. Этот документ под названием "Доклад-справка по наступательной операции войск 43 армии с 19.01 по 10.02.45" на предыдущей странице темы уже выкладывал gsm_689 viewtopic.php?p=86013#p86013
Учитывая, что общий смысл доклада – в войсках, включая штабы стрелковых корпусов, пьют и врут, достоверность итоговых результатов, составленная по докладам этих же штабов, под большим вопросом.

В полной мере это относится и к захваченным самолётам. Я вполне допускаю, что за время существования аэродрома Айхвальде, построенного в 1939 году, на свалке и в окрестностях могло накопиться 15 списанных самолётов (например в виде ложного аэродрома), но "Ю-87" там никогда не базировались, а покинувшая его последним группа NAG.4 летала на "Ме-109".
Schreiber
Собиратель
Сообщения: 425
Зарегистрирован: 13-08-2012 08:55:40
Благодарил (а): 14 раз
Поблагодарили: 181 раз

Re: Январское наступление 1945 года (3-й Белорусский фронт)

Сообщение Schreiber »

Место не обозначено, типы и число уничтоженных самолётов удивительно похожи на Вормдитт, но по обстоятельствам это 100% аэродром Айхвальде.
1727.jpg
Копия с копии.
Отчёт об эвакуации командно-диспетчерского пункта.
23 января 1945 г. с 8.00 до 10.00 в результате приближения противника пришлось взорвать следующие самолёты:
1) 2 109 NAGr 4 по приказу капитана эскадрильи капитана Redanz (на сайте The Luftwaffe, 1933-45 (ww2.dk) такой офицер не значится, вероятно к-р 2-й эскадрильи Volker Reschke). Причина:
один – из-за поломки маслорадиатора, второй – демонтирован двигатель.
2) 1 He 111. Причина: отсутствует пусковая батарея (техническая неисправность электрооборудования?).
3) 2 FW 190. Причина: покрыты льдом, отсутствуют пусковые батареи. Технически не готовы к полёту.
4) 1 Ju 87. Причина: повреждение крыльчатки (воздушного винта?).
5) 1 Fi 156. Повреждён пожаром в результате действий противника, вероятно, от фосфорной пули.

Самолёты пунктов 1-4 не были готовы к полёту и их пришлось взорвать, чтобы не попали в руки врага 23 января 1945 года.

Лёгкий полевой ремонтный взвод 12/10 переехал на новое место дислокации в ночь с 21 на 22 января, но по настоянию руководителя полётов оставил бригадира и четырёх человек (рядовых) с ручным инструментом (без основного оборудования). Эта команда не смогла устранить неисправности до эвакуации аэродрома и отправилась на новое место 22.01.45.
По (уничтожению) Ju 87 руководитель полётов 21 января в 20.00 консультировался с инженером 1-го Воздушного округа.
В дополнение к самолётам, указанным в пунктах 1) - 5), во время эвакуации ни одного (неуничтоженного?) самолёта не осталось.
Лётное поле не разрушено, поскольку с 10 часов подвергалось сильному артиллерийскому обстрелу. Территория базы полностью оставлена около 12 часов после того, как пехота во главе с капитаном отошла от аэродрома.

подписано: Шутце,
полковник и комендант

Таким образом "Юнкерсы" в количестве 1 (один), видимо из числа сданных в ремонт в октябре 1944 года двух машин эскадрильи 10.(Pz)/SG1, всё же нашлись, а наиболее точной (не касаясь понятия "исправный" с точки зрения пехоты) оказалась запись в ЖБД 54-го стрелкового корпуса за 23 января:
54-й СК 00000028.jpg
По крайней мере "в штуках" указано правильно.
Аватара пользователя
klarissa
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 11-05-2011 20:10:41
Откуда: Полесск+Москва
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 6 раз

Re: Аэродром Labiau - Лабиау (Полесск)

Сообщение klarissa »

pictures 1-4 Eichwalde/Labiau May/June 1941
D65B6D32-6587-4DC2-B52C-332E30C85864.jpeg
CDC8E76B-AFD4-434D-A169-B39C43072D74.jpeg
5E79BC58-7428-40FF-AAB9-03234B8095D0.jpeg
6E06D172-4128-4211-891A-6FBE9E75CF9F.jpeg
https://ww2aircraft.net/forum/threads/j ... 903/?amp=1



А по этой ссылке можно почитать про советский военный аэродром в Полесске
http://forum.evvaul.com/index.php?topic=42.285
Я родилась в 1965 году, про летчиков мне рассказывала мама.
На старом кладбище Полесска несколько могил погибших советских летчиков в 50-е годы.
Про один из случаев гибели рассказано на форуме по ссылке.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 5571
Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 2635 раз
Поблагодарили: 4330 раз

Re: Аэродром Labiau Eichwalde - Лабиау Айхвальде (Полесск)

Сообщение gsm_689 »

сцаный цопирайт закрыл самое интересное :)
Labiau - Feldflugplatz.jpg
Ответить

Вернуться в «Военные аэродромы и авиация Восточной Пруссии и Калининградской области»