2-я гв. морская железнодорожная артиллерийская бригада

Войсковые части, полигоны, военные училища с 1945 по 1991г.
Ответить
Аватара пользователя
glik12
Читатель
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
Откуда: Cranz - Жуковский
Поблагодарили: 19 раз

Сообщение glik12 »

Есть Решение ВС КБФ «О строительстве позиций жд артиллерии в 1945 г.
Позиции:
...
4х130 мм в р-не Пальмникен
4х130 мм в р-не Зоргенау
4х180 мм в р-не Пиллау

На каждой батарее кроме жд путей, подъездов к огневой позиции д.б. построены упоры для ног транспортеров и вышки НП. хотелось бы уточнить.


Основные тактико-технические данные железнодорожных артиллерийских установок Советского Союза.
| Наименование элементов
Ед. измерения
TM-I-14
ТМ-3-12
ТМ-2-12
ТМ-1-180
Общие данные
Калибр
мм
355,6
304,8
304,8
180
Длина орудия
клб
52
52
40
57
Предельный угол .возвышения
град
50
50
50*
50
Предельная дальность стрельбы
каб.
170
160
131
206
Скорострельность
выст/мин
1,5
1,8-2
1,5
3,5-5
Число личин, состава обслуж. систему, включая вагон-погреб
чел
50
50
50
40
Время перехода из походи, положения в боевое
мин
60
60
55
60
Пред. скорость передвижения (паровозом)
км/ч
45
45
45
45
Время подъема верхнего лафета
мин
23
13,5
-
-
Время подъема балки от электродвигателя
мин
30
30
30
-
То же вручную
мин
90
90
88
10
Время опускания балки на бетонный фундамент от электродвигателя
мин
30
25
23

То же вручную
мин
40
30
30
10
Минимально допустимый радиус закругления пути
м
150
150
150
125
Радиус закругления усов для стрельбы с пути
м
500
500
500
-
Число осей транспортера
шт
18
16
16
8
Число тележек 4-х осных
шт.
3
4
4
2
Число тележек 6-ти осных
шт.
-
-
-
-
Количество опорных ног
шт
4
2
2
8
Вместимость вагонов-погребов
снарядов
шт.
42
44
44
102
полуснарядов
шт.
115
88
88
204
Ствол и баллистика:
Калибр
мм
355,6
304,8
304,8
180
Полная длина ствола
мм
18461
15850
12192
10345
Тип ствола
скрепл.
скрепл.
скрепл.
лейнир.
Длина нарезной части
мм
14985
12858
9611
8267
Крутизна нарезов
постоян
постоян
прогрес
постоян
Число нарезов
84
72
68
40
Макс.начальная скорость
м/с
731,5
762,5
792,5
920
Макс.давление
кг/см 52.0
2120
2400
2325
3200
Живучесть ствола
выстр.
400
400
300
320
Заряжение:
Досылка боеприпасов
ката­пульт.
ката­пульт.
ката­пульт.
досылат.
Угол заряжения
град.
-7
0
0
+ 10
Время досылки снаряда
сек
3
2
2
1
То же заряда
сек
6
одноврем.
6
4

Полное время досылки
сек
9
2
8
5
Обратный ход тележки
вручную
сек
5
-
-
-
То же пневматикой
сек
-
1
2
-
Давление воздуха
кгс/см 52.0
30
60
50-70
21
Наибольшая нагрузка на ось
т.
27,8
27,0
21,0
21,0
Длина транспортера
между буферами
мм
35818
33920
32548
19980
Высота транспортера в походном положении (от головки рельс)
мм
5350
4800
4760
4800
Наибольший поперечный размер
мм
3450
2903
3480
3140
Свободная длина главной балки
мм
20850
20250
19000
10750
Расстояние от головки рельс до оси цапф орудия (в боевом положении)
мм
5888
5180
4136
3680
Масса качающейся части
кг
121,0
84,0
70,0
27,7
Масса главной балки
т.
80,0
107,8
93,0
41,0
Масса выкатываемых из-под транспортера частей
т.
125,0
124,7
100,0
54,0
Полная масса транспортера в походном положении
т.
412,0
340,0
280,0
160,0

Я согласен с вами в частности калибров, возможно это были перспективные вещи (у современной береговой батареи, принятой на вооружение в прошлом году калибр 130мм)
Аватара пользователя
glik12
Читатель
Сообщения: 134
Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
Откуда: Cranz - Жуковский
Поблагодарили: 19 раз

Береговая оборона советского периода

Сообщение glik12 »

Не совсем в тему, но данные транспортеры и более мощные 305 мм ТМ-3-12 состояли на вооружении до 60-х годов. в частности 159 отдельный гвардейский железнодорожный арт. дивизион, располагавшийся в Мечниково, под Балтийском. Перемещался вдоль побережья от Балтийска до Курской косы. В частности дальномерные башни, стоящие вдоль побережья от Балтийска до Зеленоградска, которые многи принимают за немецкие, послевоенной постройки (их неуспели даже до конца достроить). А транспортер ТМ-3-12, стоящий на Поклонной горе - непосредственно с Мечниково. У него вообще интересная история - ствол с затонувшего линкора "Императрица Мария". Сам транспортер побывал в финском плену, после войны возвращен на родной Балт. флот.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 6410
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 3046 раз
Поблагодарили: 5261 раз

Re: Башни на побережье

Сообщение gsm_689 »

Советую почитать здесь про послевоенную службу жд артдивизиона
http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/10.html
В первых числах января 1945 года три возвратившихся из финского плена 305-мм морских железнодорожных артиллерийских установки TM-III-12 прибыли на станцию Пионерская, расположенную на северо-западной окраине Ленинграда.

В соответствии с директивой Главного штаба Военно-Морского Флота СССР № 1 ОМ/9с от 09. 01. 1945 г. и циркуляром ГШ ВМФ № 154 от 2 февраля 1945 г. на основе этих многострадальных орудий в Лебяжьем было начато формирование новой батареи как военного организма. Прежняя 9-я батарея канула в Лету. Подрыв транспортеров в конце ноября — начале декабря 1941 года на полуострове Ханко, оставление их противнику, трехлетний финский плен завершили историю 9-й батареи. Теперь 305-мм транспортеры TM-III-12 бывшей 9-й ОЖДАБ начинали новую жизнь в составе отдельной железнодорожной артиллерийской батареи № 294 (в/ч 90448) 1-й Гвардейской морской железнодорожной Краснознаменной Красносельской бригады КБФ.

Батарея была официально сформирована в соответствии с Директивой № 10М/180с от 7 февраля 1945 г. приказом командующего Краснознаменным Балтийским Флотом № 0156 от 24 марта 1945 года. Командиром ее был назначен майор С. И. Жук{211}.

Первыми командирами транспортеров 294-й ОЖДАБ после их возвращения из финского плена были назначены ст. лейтенант С. Н. Кучеров (№ 1), ст. лейтенант А. Ф. Якунин (№ 2) и майор И. М. Кондрашов (№ 3).

Хотя финские мастера и инженеры, вроде бы, и добротно восстановили советские транспортеры TM-III-12, сразу после возвращения на родную землю их отправили на ОСЗ (Обуховский сталелитейный завод, он же «Большевик») в длительный ремонт: с января 1945 по июнь 1947 гг.

За это время батарея несколько раз меняла свою приписку. Вначале приказом Командующего Флотом № 0551 от 25 сентября 1945 года она была исключена из 1-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады (1 ГвМЖАБр) и передана в состав 2-й гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады береговой обороны [351] Юго-западного морского оборонительного района (2ГвМЖАБр БО ЮзМОР).

В соответствии с приказом НК ВМФ СССР от 25 февраля 1946 г. № 0017/ОВ о разделе Краснознаменного Балтийского флота на Северо-Балтийский флот и Юго-Балтийский флот приказом командующего ЮБФ от 26 марта 1946 года № 0021 батарея вошла в состав Юго-Балтийского флота.

В соответствии с приказом МВС ССС от 17 января 1947 г. № 001 Северо-Балтийский флот переименован в 8-й Военно-Морской флот. Юго-Балтийский флот стал именоваться 4-й ВМФ.

С 26 марта 1947 года батарея на основании циркуляра Главного Морского Штаба включена в состав полка береговой обороны КВМК (Кронштадтской военно-морской крепости) и дислоцирована на «объекте 100» — на самой западной части советского побережья Балтийского моря, на ВМБ в г. Балтийске (бывший Пиллау). Если быть более точным, то огневая позиция батареи размещалась в районе поселка Мечниково (бывший Найхозер).

Июнь 1947 года стал для батареи праздничным. Транспортеры TM-III-12 перебазировали в Палдиски, на военно-морскую базу Краснознаменного Балтийского флота под Таллином. Здесь был проведен «отстрел» — учебные стрельбы. Они были первыми после окончания Великой Отечественной войны. Это были и первые советские стрельбы 305-мм транспортеров TM-III-12 после испытательных стрельб финских артиллеристов, восстановивших на Ханко эти артустановки в 1943 году. Следующий отстрел был 16 ноября того же года.

И снова мы не можем не подметить весьма символичного обстоятельства: первые залпы артустановок TM-III-12 после их возвращения на родину прогремели буквально напротив, фактически в непосредственной близости от Ханко (от Палдиски по прямой до финского полуострова чуть более 80 километров). Ровно четыре года тому назад с огневых позиций в Тяктоме финские снаряды с этих установок летели в сторону советского берега... Теперь 305-мм снаряды, только уже из арсеналов СССР, взрывались, вздымая к небу огромные массы воды, в тех же волнах, которые омывали и берег бывшей военно-морской базы Красной Армии, откуда совсем недавно были эвакуированы эти могучие сухопутные броненосцы. Это был своеобразный прощальный боевой привет славной для русского воинства гангутской земле... [352]

Из Палдиски 9 июня 1948 года батарея возвратилась на объект «100».

Благодаря материалам, которые нам предоставил Центральный военно-морской архив ВМФ (г. Гатчина), мы можем назвать имена командиров батареи 305-мм артустановок TM-III-12 в последующие годы:

— в 1945–1947 гг. майор Коптев Григорий Васильевич, 1909 года рождения, уроженец ст. Батайск Ростовской обл.;

— в 1948–1950 гг. майор Белохвостов Иван Степанович, 1919 года рождения, уроженец г. Городок БССР;

— в 1950–1951 гг. майор Жегунов Виталий Николаевич, 1914 года рождения, уроженец г. Ярославля;

— в 1951–1957 гг. майор Пушай Иван Васильевич, 1919 года рождения, уроженец пос. Рогань Харьковского района Харьковской обл.;

— в 1957 году майор Рудик Федор Корнеевич, 1919 года рождения, уроженец Петряковского района Днепропетровской обл. УССР;

— в 1957–1961 гг. майор Сое Виктор Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Козлово Плоскотского района Калининской области.

С огромным удовольствием мы называем и командиров нашего, установленного ныне на Поклонной Горе, транспортера № 1, которые командовали этой артустановкой в послевоенные годы:

— в 1945–1947 гг. ст. лейтенант Кучеров Степан Николаевич, 1918 года рождения, уроженец с. Аксай Ворошиловского района Сталинградской обл.;

— в 1948–1950 гг. капитан Сое Виктор Иванович, 1921 года рождения, уроженец с. Козлово Плоскотского района Калининской обл.;

— в 1950–1951 гг. ст. лейтенант Малышев Анатолий Дмитриевич, 1926 года рождения, уроженец села Мадога Молчановского района Новосибирской области;

— в 1951–1952 гг. ст. лейтенант Иванов Александр Федорович, 1912 года рождения, уроженец дер. Бутовская Некоузского района Ярославской области;

— в 1952–1955 гг. лейтенант Ремов Владимир Георгиевич, 1930 года рождения, уроженец д. Сорвино Межевского района Костромской обл.;

— в 1955–1956 гг. лейтенант Ваценко Василий Васильевич, 1927 года рождения, уроженец с. Владимировка Павловского района Сталинградской обл.;

— в 1956–1960 гг. капитан Придатко Василий Антонович, 1925 года рождения, уроженец, с. Кальнов Киевской обл. УССР [353]

В августе 1951 года бывшая 9-я ОЖДАБ совершила марш-переход с учебной целью в город Гдов (Псковская область) и возвратилась обратно на «объект 100».

Уважаемый читатель! Автор вполне сознает изрядную перегруженность «сухим» материалом данной части повествования. Но, как говорится, никуда не денешься! Формуляр нашей пушки должен быть заполнен возможно более точно!
Директивой Морского Генерального штаба № Орг/2/22266сс от 22 октября 1951 года 294-я батарея 305-мм арттранспортеров была переформирована в 1574 отдельный гвардейский железнодорожный артиллерийский дивизион 8-го ВМФ.

С ноября 1952 года по декабрь 1953 года артустановки дивизиона снова проходили ремонт на ОСЗ (Обуховском сталелитейном заводе) после чего были переданы в 4-й ВМФ.

В феврале — марте 1954 года дивизион совершил марш-переход по маршруту: «объект 100» — Ленинград — Псков — Резекне — Даугавпилс — Советск — Калининград — Балтийск.

После этого 1574-й ОЖДАД произвел отстрел позиции, выполнил поставленные задачи по боевой подготовке и «был введен в боевое ядро» Главной базы 4-го ВМФ.

10 июня 1954 года стало еще одним большим событием в летописи 305-мм железнодорожных артустановок TM-III-12. В соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР дивизион за успехи в боевой и политической подготовке личного состава, за образцовую боеготовность был отмечен Боевым Красным Знаменем и Почетной Грамотой.

Это, пожалуй, стало последней значительной вехой в биографии этих уникальных артсистем. На подходе были новые, более прогрессивные виды вооружений, прежде всего ракетные системы, и железнодорожным транспортерам — этим ветеранам прежней классической артиллерии — пришло время оставлять свою полувековую боевую службу. Они еще какое-то время то переименовывались в своем составе, то переводились из одного подразделения береговой обороны Балтийского моря в другое...

В 1955 году дивизион был допущен к проведению состязательной стрельбы на первенство флота и занял первое место по стрельбам в Береговой обороне Главной базы 4-го ВМФ. [354]

На основании приказа командира 1574-го ОЖДАД от 16 декабря 1954 года артиллерийская железнодорожная установка №1 (т. е. та, которая установлена на Поклонной Горе) одним эшелоном совершила марш-маневр с постоянной огневой позиции в поселке Мечниково в Ленинград, (на ст. Ржевка) по маршруту: Калининград — Вильнюс — Минск — Орша — Витебск — Дно — Ленинград...

Это был последний боевой поход транспортера! И эта честь была оказана нашему — № 1, т. е. тому, который ныне стоит на Поклонной Горе! Напомним читателю, что его командиром в то время был лейтенант Владимир Георгиевич Ремов.

25 марта 1955 года артустановки TM-III-12 стали именоваться 159-м отдельным гвардейским железнодорожным артиллерийским дивизионом (войсковая часть 90440).

18 марта 1957 года они вошли в состав 300 отдельной артиллерийской бригады (ОАБр) ВМБ, приписанной к Балтийску.

Еще трижды они прошли ремонт. В апреле 1956 года на заводе № 52 в Кронштадте и в марте 1957 года — на калининградском заводе № 69 АУ КБФ... 25 июня 1958 года дивизион передислоцирован с позиции Мечниково в поселок Лебяжье Ленинградской области «для производства ремонта силами госпромышленности».

Однако ничто не вечно в системах вооружения. Тяжелые железнодорожные транспортеры, которые, казалось бы, совсем еще недавно представляли собой высший уровень технического и военного совершенства, переместились в категорию ветеранов традиционной отечественной артиллерии. Им на смену приходили ракеты. Но опыт создания и применения в боевой обстановке «сухопутных линкоров» был с успехом использован при создании нового оружия. Многие свои уникальные свойства железнодорожные артиллерийские транспортеры первой половины XX века передали, в частности, нынешним стратегическим ракетным комплексам мобильного базирования «Тополь М» и боевым железнодорожным ракетным комплексам «Скальпель»...

Пропел последний горн и для 305-мм морских артиллерийских железнодорожных установок TM-III-12.

В соответствии с Законом «О новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» от 15 января 1960 года 159-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион 300-й отдельной артиллерийской бригады ВМБ Балтийск КБФ 14 февраля 1961 года был расформирован. [355]

Красное Знамя и Грамота на знамя 1574-го ОЖДАД 19 января 1961 года были направлены начальнику Центрального военно-морского музея (г. Ленинград) исходящим № 073.

Из личного состава расформированных артиллерийских частей береговой обороны (одновременно были расформированы 159-й, 489-й, 491-й ОЖАД 180-мм артустановок) была образована 16-я батарея консервации.

Последними командирами 305-мм морских железнодорожных артиллерийских транспортеров TM-III-12 были: капитан Придатко Василий Антонович (№ 1), старший лейтенант Горлатов Аркадий Спиридонович (№ 2) и капитан Овчинников Анатолий Васильевич (№ 3).

5 мая 1961 года после ремонта на ОСЗ (Обуховском сталелитейном заводе) железнодорожные артсистемы были переведены на объект «100» для проведения консервации.

Завершающие строчки этой главы мы хотим взять из официального документа, полученного нами на Красной Горке: «25.09.1961 г. консервация закончена. 10.1961 материальная часть переведена с объекта 100 на Красную Горку на склад 2777» (пунктуация документа сохранена). [356]
И очень советую прочесть вторую часть этой книги, про доставку жд орудий на Поклонную гору в Москве
http://militera.lib.ru/tw/bragin_vi/index.html
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 6410
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 3046 раз
Поблагодарили: 5261 раз

Re: Береговая оборона советского периода

Сообщение gsm_689 »

из вкалташи инфо:

Уважаемый Евгений aka ПАДОНАК! Уважаю Вас за то, что Вы делаете, что помните, что несете эту память людям. Мы живы, пока помним... Я не буду Вас и других поправлять, просто напишу, что знаю и видел.

Правильное название "башен" - КОМАНДНО-ДАЛЬНОМЕРНЫЙ ПУНКТ (КДП). В самом Балтийске КДП построены (пристроены) на бывших немецких береговых стационарных батареях разных калибров. Это 2 наших береговых батареи (№ 211 - на берегу канала, № 213 - на косе) 70-го артиллерийского стационарного дивизиона. Орудия системы "Б - 13 \ 50" советского производства (130-мм, длина ствола 50 размеров калибра, т.е. 6,5 м). Система приборов управления стрельбой (ПУС) - "Москва - центральная", с автоматической переработкой поступающих непрерывно данных о морской цели (курс, скорость, пеленг), определением "величины изменения расстояния (ВИР) и "величины изменения направления" (ВИН) и выдачи установок прицела и направления для вертикального и горизонтального наводчиков, которые только совмещают черную стрелку орудия с непрерывно двигающейся красной стрелкой с данными, поступающими из "Центрального поста" (ЦП) системы ПУС. Такой принцип работы всех батарей и дивизионов береговой артиллерии, которые имели разные системы ПУС. Некоторые батареи (калибров 100 и меньше мм) не имели ПУС. Не имела их и вся сухопутная артиллерия. Другие КДП находятся: маленький - на возвышенности против котельной городка в поселке "Мечниково", там на позиции находилась железнодорожная артиллерийская 4-х орудийная 130-мм батарея № 1112 401-го арт.желдорожного дивизиона, штаб которого находился в Янтарном, там же находилась и батарея № 1122 с артсистемой "МУ-" (152-мм). В Мечниково же, правее жилгородка, в лесу находился артжелдорожный отдельный 19-й дивизион 305-мм калибра (Т-2), рядом стоял КДП высотой в 26 м. Наверху, в зубах у "Дракона" (или "Змея-Горыныча), находился 12-ти метровый дальномер (ДМ-12), рубка комдива с визиром (ВБК-1, визир большой командирский), антенна стрельбовой РЛС "Залп-Б" и ее ВИКО (выносной индикатор корректирования огня). Когда строили этот КДП я не знаю точно. Думаю, что в 1955-1957гг., и вот почему:
В 1954г., я, курсант 2-го курса Высшего Краснознаменного училища береговой артиллерии (г. Рига) прибыл на практику в 489-й гвардейский железнодорожный морской артиллерийский отдельный дивизион. Дивизион располагался на желдорожном разъезде между "Заставой" и мысом Тенкитен (Береговое), недалеко от поселка Павлово.
Вооружение: 4 транспортера "ТМ-1-180" (калибр - 180-мм, дальность - 37 км, скорострельность - 1 выс\40сек., вес снаряда - 98 кг, вес транспортера вместе со "сцепкой" (бронированный вагон со снарядами справа и бронированный вагон с зарядами слева) - 225 тонн, расчет - 27 чел., командир - офицер). ТМ мог двигаться самостоятельно со скоростью не более 16 км/час. Система ПУС "Баррикада" с трансформатором азимута и дистанции (ТАД-17) в бронированном вагоне ЦП. Больше бронированных вагонов не было. В других вагонах-теплушках находились склады. На 2-х открытых платформах стояли ЗПУ - зенитные пушки 37-мм. Имелся штабной купейный вагон. Весь дивизион передвигался при помощи паровоза (серии "Э"- Эмка) и тепловоза (серии "ТЭ" - Темка). Численность - 250 человек, 15 офицеров. Так вот, в это время НИКАКОГО КДП не было. КП размещался в большой палатке, рядом, на небольшом срубе стоял ДМ-12. Весь рядовой и старшинский состав размещался в палатках, офицеры - в штабном вагоне. Когда же весной 1958г. я пришел в этот дивизион с батареи № 1112, уже лейтенантом, командиром взвода управления, то принимал дела с КДП, с ДМ-12, с "Залпом-Б". На "Заставе" был построен городок для дивизиона. Офицеры жили в поселке Павлово. После неудачной стрельбы в июне 1959г., 4 ТМ были отправлены в ремонт в Ленинград на завод "Большевик", то ремонт отменили и дивизион через некоторое время расформировали. Такой же 485-й дивизион с КДП находился в Зеленоградске (Кранц). Могу более подробно. Надо ли ВАМ?

С уважением Борис Ильич, капитан 1-го ранга в отставке.
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Аватара пользователя
Serg_08
Сусанин
Сообщения: 3333
Зарегистрирован: 17-01-2010 19:06:54
Благодарил (а): 1116 раз
Поблагодарили: 1984 раза

2-я гв. морская железнодорожная артиллерийская бригада

Сообщение Serg_08 »

Что ж, попробую и здесь внести скромную лепту в сохранение информации. Итак, ныне не существующая, но образованная согласно приказу командующего БФ № 0551 от 25 сентября 1945 года на побережье Земландского полуострова 2-я гвардейская морская железнодорожная артиллерийская бригада (МЖДАБР) имела недолгую, но интересную историю. Предлагаю ниже сканы статьи начальника организационно- мобилизационного отдела этого подразделения О.Н.Поспелова.
Да, штаб этой части располагался (до расформирования) в Покровском. Так что, надеюсь уважаемый Андрей (и другие камрады) дополнят и подскажут.
Итак :
2 гмжабр.jpeg
2 гмжабр.2.jpeg
2 гмжабр.3.jpeg
2 гмжабр.4.jpeg
2 гмжабр7.jpeg


ТАКТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ И МАРШ-МАНЕВР 2-й ГВАРДЕЙСКОЙ МОРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ БРИГАДЫ (Лето 1955 г.)
Появление 2-й Гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады в составе Балтийского флота связано было напрямую с необходимостью защиты от кораблей и морских десантов вероятного противника берегов Балтийского моря, вошедших в операционную зону флота по окончании Великой Отечественной войны и принадлежащих образованной после войны Калининградской области.
Война принесла большие разрушения существовавшей у немцев системе береговой обороны, да и использовать ее береговую артиллерию было невозможно и нецелесообразно. Строить свои стационарные береговые батареи с их железобетонными сооружениями было и дорого, и долго. Гораздо дешевле и быстрее было подвести к необходимым местам железнодорожные ветки, на которых оборудовать огневые позиции железнодорожных артиллерийских батарей с морскими орудиями, установленными на специальных платформах с железнодорожными тележками. Тем более что для поддержки советских войск, наступающих в 1945 году под Кенигсбергом и на Земландском полуострове, уже тогда была сформирована артиллерийская группа из железнодорожных батарей и дивизионов 1-й Гвардейской морской железнодорожной Красносельской Краснознаменной артиллерийской бригады в составе 403-го железнодорожного артдивизиона (три трехорудийные 130-мм железнодорожные артбатареи) и 404-го ждад (его командир, гвардии майор А. С. Сныткин, являлся командиром артгруппы (в составе четырех 130-мм трехорудийных ж. д. батарей и одной 180-мм четырехорудийной ж. д. батареи). Эта группа успешно действовала в боях.
Таким образом, успешное применение железнодорожной артиллерии подтвердило оптимальность установки ее батарей и дивизионов в новой операционной зоне Балтийского флота, что и было сделано после окончания Великой Отечественной войны. Согласно приказу командующего БФ № 0551 от 25 сентября 1945 г., на побережье Земландского полуострова была сформирована 2-я Гвардейская морская железнодорожная артиллерийская бригада, в которую были переданы из состава первой четыре 130-мм четырехорудийные батареи, одна 152-мм железнодорожная четырехорудийная батарея, две 180-мм железнодорожные четырехорудийные батареи, одна 305-мм трехорудийная железнодорожная батарея и одна разведывательная артбатарея. Их огневые позиции расположились по всему побережью, от пос. Рыбачий на Куршской косе до пос. Мечниково у г. Балтийска. Секторы артбатарей флангами перекрывали друг друга и создавали сплошную зону обороны побережья, прибрежных населенных пунктов, пунктов базирования Балтфлота от морских, да и наземных, сил вероятного противника.
Следовательно, артиллерия 2-й бригады представляла внушительную силу, способную защитить побережье и пункты базирования флота. Точность и действенность огня батарей была высокой, что подтверждали проводимые по курсу боевой подготовки практические морские и наземные стрельбы, имеющие обычно хорошие результаты.
Вот об одном значительном событии в боевой подготовке бригады мне хочется рассказать. Речь пойдет о тактическом учении и марш-маневре летом 1955 года батарей и дивизионов бригады на совместные артиллерийские стрельбы на полигон, расположенный в районе пос. Руцава-Ница, почти у границы Латвии с Литвой. Огневые позиции планировалось оборудовать на путях железнодорожной ветки, соединяющей порт Швентой с городом и железнодорожной станцией Дарбенай Литовской Республики. С властями обеих республик вопрос был согласован без труда — ведь мы были единым Советским Союзом.
С весны 1955 года в командование бригадой вступил гвардии подполковник Зубков Андрей Эммануилович, известный в годы войны по обороне ВМБ Новороссийск командир батареи, опытный офицер, талантливый артиллерист, решительный, строгий, но справедливый начальник, который быстро завоевал уважение всего личного состава бригады. Ему и принадлежит решение о проведении тактического учения бригады с совершением марша в указанный район полигона для проведения стрельб.
В состав управления бригады входили следующие офицеры: начальник штаба бригады — заместитель командира, гвардии подполковник Е. И. Павловский; начальник артиллерии — заместитель командира бригады гвардии подполковник В. К. Проскуров; начальник оперативного отделения штаба бригады гвардии подполковник Ф. Г. Князев; старший офицер отделения гвардии капитан Н. Д. Антонов; начальник строевого отделения гвардии подполковник Н. И. Чугунов; начальник организационно-мобилизационного отделения гвардии майор О. Н. Поспелов; начальники служб: топографической — гвардии подполковник И. А. Юшкевич; электромеханической — гвардии инженер-капитан И. И. Блазер; заместитель командира бригады по железнодорожной службе — гвардии инженер-майор Г. И. Ляшков; начальник связи — гвардии майор П. А. Мельничук; заместитель начальника штаба по разведке гвардии майор И. И. Фалалеев и ряд других.
Надо сказать, что к 1955 году крупнокалиберные батареи были переформированы в дивизионы: 159-й ждад (III - 305 мм орудия), командир — гвардии подполковник И. В. Пушай; 489-й ждад (IV - 180 мм орудия), командир — гвардии майор В. С. Губский; 491-й ждад (IV - 180 мм орудия), командир — гвардии капитан Н. Я. Харютин. Остальные батареи: 1122-й ждаб (IV - 152 мм орудия), командир — гвардии капитан В. В. Беляев, четыре четырехорудийные 130-мм железнодорожные батареи (1112-я, 1113-я, 1114-я и 1116-я) были сведены в 405-й железнодорожный артдивизион, командиром которого был гвардии майор Б. Н. Шевлягин. Командирами 130-мм батарей были соответственно: гвардии капитан М. А. Астафьев, гвардии капитан Г. Г. Артеменко, гвардии старший лейтенант М. И. Щербаков, гвардии старший лейтенант М. А. Буряченко.
Командир 2-й Гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады гвардии подполковник Андрей Эммануилович ЗУБКОВ. Балтийск, 1957 г.
2 гмжабр2_2.jpg
Справа налево: заместитель командира 20-й Гв. мждабр — начальник артиллерии гвардии подполковник Владимир Кузьмич ПРОСКУРОВ и начальник организационно-мобилизационного отделения штаба бригады гвардии майор Олег Николаевич ПОСПЕЛОВ. Снимок сделан в Зеленоградске во время остановки на марше. 1955г.
2 гмжабр4_2.jpg
До марша на полигон дивизионы выполнили плановые стрельбы по морским целям, получив высокие оценки, и начали подготовку к наземным стрельбам, тактическому учению и марш-маневру.
Естественно, что в полном составе бригада на марш выйти не могла — нельзя было оставлять без огневой защиты побережье Земландского полуострова. Поэтому 1113-я и 1122-я батареи и 489-й ждад оставались на местах. Также и 159-й ждад со своими 305-мм орудиями к маршу не привлекался — железнодорожники МПС боялись, что системы весом около 350 тонн разворотят пути по маршруту следования. Да и нам было спокойнее.
Для отработки зачетного марша по железным дорогам Калининградской области и Литовской ССР были проведены тренировочные марши от огневых позиций до станции Кибартай.
Командир бригады провел командно-штабное учение с командным составом бригады, дивизионов и батарей, штабом бригады: были отработаны вопросы управления батареями и дивизионами на марше; установлены места огневых позиций на железнодорожной ветке Дарбенай — Швентой; определено время развертывания операции, выдвижения командования на командные и наблюдательные пункты, установки связи их с огневыми позициями; произведены распределение условных целей, подготовка стрельбы; обозначены условия выполнения задач; предусмотрено все, вплоть до свертывания с позиций и совершения обратного марша на места постоянной дислокации.
Для командного пункта бригады была организована расчетная группа, которой предписывалось готовить необходимые данные для переноса огня батареями и дивизионами и нанесения форсированного удара бригадой по главному узлу сосредоточения сил «противника». В расчетную группу входили: командир группы В. Проскуров, офицеры-расчетчики Ф. Князев, О. Поспелов, И. Блазер, Л. Антонов, Н. Чугунов (запасной). Линейной и радиосвязью эту группу с командными пунктами батарей и дивизионов обеспечивал П. Мельничук. Группа провела несколько тренировок еще до выхода на марш и была неплохо подготовлена. Провели необходимые тренировки и учения батареи и дивизионы.
К установленному сроку все было готово. Самой сложной частью всего тактического учения являлся марш бригады по железной дороге: его организация, взаимодействие с железнодорожниками МПС на всем пути следования — около 350 км.
Переход совершался несколькими эшелонами, которые вели паровозные бригады батарей и дивизионов: старшины и матросы-машинисты, помощники машинистов, кондукторы, путевые бригады, необходимые на случай повреждения путей. Руководил всей этой «армадой» гвардии майор Г. И. Ляшков, энергичный, веселый человек, балагур в нерабочее время, в совершенстве постигший железнодорожную службу; его знала вся администрация и органы управления Прибалтийской железной дороги в пределах Калининградской области и Литовской ССР.
Бригаде повезло: все дни учения стояла хорошая, сухая, устойчивая летняя погода, что редко для Прибалтики. Эшелоны один за другим с некоторым интервалом вышли вечером 14 августа 1955 г. и, пройдя по маршруту более суток, 16 августа прибыли в Дарбенай.
Совершить марш быстрее было трудно. Движение осуществлялось по оживленным участкам железной дороги, время движения эшелонов выбиралось в свободные промежутки графика движения поездов МПС, приходилось иногда подолгу стоять на вторых путях станций, пропуская идущие по расписанию грузовые и пассажирские поезда. Легче двигаться было ночью.
Бригаде ветка Дарбенай — Швентой была предоставлена на трое суток, поэтому орудия батарей уже ночью выводили к заранее выбранным на железнодорожных путях огневым позициям. Были также заранее выбраны места командных и наблюдательных пунктов батарей, дивизионов и бригады, определены их координаты. Всю эту работу предварительно проделали И. И. Фалалеев и И. А. Юшкевич, они же с матросами бригады подготовили на полигоне мишенную обстановку.
Утром 17 августа командиры батарей и дивизионов с личным составом подразделений управления вышли на места командных и наблюдательных пунктов. Сразу же устанавливалась линейная и радиосвязь с огневыми позициями. Орудия и центральные посты батарей и дивизионов были развернуты на позициях, проведены частные и общие учения. Командование бригады тоже развернуло свой командный пункт в одном из вагонов, установив связь с командными пунктами батарей и дивизионов. Расчетная группа заняла свое место на КП. К вечеру 17 августа все было готово.
Утром 18 августа, убедившись, что население оповещено о проведении стрельб на железнодорожной ветке и в полигоне, что оцепление на полигоне находится на местах, командир бригады дал командирам батарей целеуказания и координаты целей и приказал открыть огонь. Над районом Дарбенай — Швентой покатился орудийный гром, напомнив о прошедшей войне. Батареи, быстро пристрелявшись, подавляли «цели».
Расчетная группа в это время по целеуказанию командира бригады, определив координаты цели — «крупного узла сопротивления противника», рассчитала азимуты и дистанции до цели от каждой огневой позиции батарей и дивизионов и по команде командира бригады передала на командные пункты их командирам. Командиры определили, с учетом пристрелянных по предыдущим целям поправок, величины углов вертикального и горизонтального наведения своих орудий и по общей команде командира бригады открыли сосредоточенный огонь по «узлу сопротивления противника».
Жалею, что не видел сам этого зрелища — разрывов снарядов у цели. Неоднократно управляя артиллерийским огнем батареи как по морским, так и по наземным целям, я представляю, как выглядел этот массированный артиллерийский налет, как вздымались фонтаны огня, земли, дыма, смешав все в единую черную тучу, в которой возле земли вспыхивали молнии от разрывов снарядов. Мишени на полигоне были разнесены на куски. Зрелище впечатляющее!
Командование бригады, дивизионов и батарей выходило на полигон, чтобы лично оценить результаты стрельбы. Оценка была дана отличная. Комбриг в устной форме объявил благодарность личному составу и командованию батарей и дивизионов, а также и нам, расчетной группе, за отличное выполнение поставленных задач. После возвращения на места постоянной дислокации это было отражено в итоговом приказе. В нем была отмечена и самоотверженная работа железнодорожных подразделений бригады во главе с Ляшковым.
Вечером 18 августа орудия, центральные посты, силовые станции и средства связи начали приводиться в походное положение. Они выводились с путей позиций на станцию Дарбенай, где все подразделения, батареи и дивизионы готовились к обратному маршу. Снова главная работа на этом этапе легла на связистов и железнодорожников бригады, ее батарей и дивизионов.
Ночью 19 августа эшелоны бригады отправились в обратный путь и к концу следующего дня прибыли на свои основные позиции. К слову сказать, штаб 2-й Гвардейской мждабр располагался в поселке Покровское, южнее пос. Янтарный, занимая старые немецкие здания. Здесь же жили и наши семьи.
Так завершились тактическое учение и марш-маневр бригады на стрельбы по наземным целям. Никаких происшествий и нарушений не было.
Не могу не сказать о дальнейшей судьбе бригады. Уже в феврале 1956 года по приказу министра обороны СССР Управление 2-й Гвардейской мждабр было переформировано в Управление береговой обороны военно-морской базы Балтийск — в связи с созданием базы. Железнодорожные дивизионы и батареи стали отдельными, о их гвардейском звании в Министерстве обороны «забыли», матросы сняли с бескозырок гвардейские ленточки, офицеры же, служившие в бригаде, согласно положению о гвардии, сохранили право на гвардейские звания. Конечно, вопросы о сохранении гвардейских званий батареям и дивизионам бывшей бригады ставились перед Главным штабом ВМФ, но поддержки не получили. Уже в 1957 году береговая оборона ВМБ Балтийск была переформирована в 300-ю артиллерийскую бригаду, а в 1960 году расформирована. 130-мм орудия батарей были сданы на артиллерийский склад флота, 305-мм орудия доставлены под Ленинград на консервацию, а 152-мм и 180-мм орудия и их стальные платформы разрезаны на металл, или на «иголки», как мы иронизировали в то время. В Балтийске оставалась тогда на консервации одна 324-я береговая стационарная батарея (IV - 130мм орудия).
На берегу, на месте бывшей 2-й Гв. мждабр, встал береговой ракетный полк, но это было уже позднее.
Так завершилась эпопея 2-й Гвардейской морской железнодорожной артиллерийской бригады.
И я не знаю, каков процент
сумасшедших на данный час..
Но если верить глазам и ушам -
больше в несколько раз..
В.Р. Цой.
Аватара пользователя
gsm_689
Рисователь полосок
Сообщения: 6410
Зарегистрирован: 21-07-2008 23:05:11
Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
Благодарил (а): 3046 раз
Поблагодарили: 5261 раз

Re: 2-я гв. морская железнодорожная артиллерийская бригада

Сообщение gsm_689 »

вынес сюда кое-что из этой темы viewtopic.php?t=295 там много всего про материальные останки 8)
http://wiki-kenig.ru - новый интернет-проект

Если мы будем только читать форум, ничего не выкладывая, то через некоторое время и читать нечего будет
Аватара пользователя
Андрей
Мудрый воин
Сообщения: 1060
Зарегистрирован: 28-10-2008 12:05:51
Откуда: Янтарный
Благодарил (а): 606 раз
Поблагодарили: 678 раз

Re: 2-я гв. морская железнодорожная артиллерийская бригада

Сообщение Андрей »

Serg_08 писал(а): 05-12-2024 20:52:24 ...надеюсь уважаемый Андрей (и другие камрады) дополнят и подскажут.
Сказать имею достаточно мало. Штаб, видимо, был в здании в конце Покровского, у входа в который на стене просматриваются следы лозунгов. Помнится, ты когда-то выкладывал их фото в ветке про летние выезды. В двухэтажном здании в начале дальнего Покровского (сразу за трубами сброса янтарного комбината справа от дороги) был госпиталь. При немцах в одном из этих зданий был приют для глухих. В котором именно - данные с карты и фото на открытке противоречат друг другу. В бывшем здании немецкой школы в Ближнем Покровском был клуб. После расформирования части - библиотека поселка Покровское. Сейчас все эти здания жилые. После расформирования части 130-мм орудия Б-13, снятые с платформ, были на хранении в огороженной территории в лесочке южнее Покровского. От ж/д линии Светлогорск-Приморск туда отходила ветка. В конце 90-х орудия вывезли, ветку разобрали. Но территория по-прежнему огорожена. Ж/д пути в районе Янтарного и Покровского, предназначенные для развертывания артиллерии и принадлежавшие флоту, разобрали и сдали в металлолом в 60-х годах. Дальномер, как ты знаешь, стоит до сих пор.
Можно просветить незнающего, но не стоит тратить время на переубеждение верующего.
Ответить

Вернуться в «Гарнизон Калининградской области»