Как и любой европейский город в средние века, столица Восточной Пруссии Кенигсберг всегда был окружен оборонительными сооружениями. Они строились, перестраивались, разрушались. Временами инженерная мысль пруссаков летела впереди планеты всей, – так, Петр I заложил Кронштадт после посещения Кенигсберга по образцу тамошней крепости Фридрихсбург, – а порой плелась в хвосте: в 1807 году войска Наполеона взяли город практически на шару. После такого досадного косяка гансы призадумались. Результатом их раздумий стало строительство в 40-х годах XIX века первого пояса новых оборонительных сооружений. Вдоль насыпанного в XVII-м веке Литовского вала возвели каменную стену, построили многочисленные башни, казармы, равелины и редюиты. Кароче, сделали все по уму. Но не прошло и полвека, как стало ясно, что надо одупляццо по-новой – появились нарезные артиллерийские орудия. Что это, мальчики и девочки, означало? А оченно просто – что чрезвычайно возросла дальнобойность и огневая мощь пушек. Таким образом, для того, чтобы нападающие не раздолбали весь обороняющийся город к чёртовой матери, требовалось строить оборонительные сооружения на некотором удалении от него. Тогда-то и было принято решение о строительстве невъебенного кольца обороны – ПОЯСА ФОРТОВ. Как раз к этому моменту гансы пребольно надавали по опе лягушатникам, выиграв в 1871 году Франко-Прусскую войну. Французиков жостко развели на контрибуцию, и вот на их баблос и с использованием их военнопленных началось строительство крепостей.
Что представляли собой, граждане, форты Кенигсберга? В плане (см. картинко) это неправильный пятиугольник, обращенный к врагу двумя сторонами, образующими тупой угол. По периметру форт окружен рвом глубиной 5 метров и такой же ширины. Внешний откос рва укреплен стеной, которая называеццо контрэскарп. Внутри него расположено помещение с бойницами, именуемое кофр. За рвом насыпан вал высотой 8 метров, в напольной (т.е. обращенной к противнику) части которого располагаюццо артиллерийские и пехотные казематы, а также бункер со смотровой щелью. Внутри вала ниже уровня земли расположены два внутренних дворика, откуда ведут потерны (ходы) в горжевую (тыльную) часть, боковые капониры и в артиллерийские казематы. Еще одна потерна – центральная – ведет из горжи в кофр контрэскарпа. Казармы, арсеналы, склады и вспомогательные помещения расположены в горжевой части, там же находится вход в форт, защищенный мощными воротами и небольшим поясом предвратных оборонительных сооружений.
Всего было построено 12 фортов на расстоянии 2-4 км друг от друга, для обеспечения зрительной и огневой связи между ними. Диаметр оборонительного кольца составлял около 13 км, а его протяженность – более 40 км. Тогда же была построена кольцевая дорога, от которой вели к фортам тупиковые ответвления. Форты получили свои номера – от I до XII, и имена: первоначально по названиям близлежащих населенных пунктов, а позднее – в честь знаменитых прусских королей и военачальников. Закончив в 1879-м году свое масштабное строительство (интересно, были тогда откаты или нет, это я к слову, гыгы), гансы возомнили себя умным поросенком, который построил себе каменный домег, и отправились бухать шнапс. Но в кругу друзей, как гриццо, щщами не щелкай – уже в начале 80-х годов стало ясно, что это все были практицки пустые хлопоты в казенном доме. Дело в том, что военная мысль, сцуко, снова скакнула вперед – артиллерийские снаряды стали начинять пироксилином вместо пороха, что вновь привело к повышению дальнобойности орудий. Провели полевые испытания, которые показали, что раздолбать новыми снарядами только что построенные форты – как два пальца обосцать. "Печалька!" - подумали пруссы, и резво бросились модернизировать еще пахнущие строительной известкой крепости. Пабырому построили еще три промежуточных – Ia, IIa и Va, а также построили между основными фортами еще дафига небольших вспомогательных пехотных, складских и артиллерийских казематов. Попутно сменилась и основная концепция фортов. Если строились они как укрепленные позиции для тяжелой артиллерии, то теперь в них планировалось размещать только пехоту и легкие орудия, в то время как крупнокалиберные пушки должны были находиться на флангах, вне территории фортов. Таким образом, форты из цитаделей превратились в опорные пункты ближнего боя. Были демонтированы позиции для тяжелых пушек, а сами укрепления были значительно усилены дополнительными слоями бетона, песка и земли. Тогда же по краю контрэскарпной стены разместили железные решетки высотой 2,5 метра, штобы нападающие ободрали об них штаны. Такие же решетки присобачили к внешней стене изнутри, дабы исключить закидывание обороняющихся перцев гранатами. Со всей этой мурой коноебились до 1891 года включительно, потратив на всю фигню сршенно немыслимые бапки – почти 150 миллиардов (!!!) марок.
Итак, все зашибись, но время, увы, работало против. Уже к 1905 году, проанализировав взятие узкоглазыми русской крепости Порт-Артур, пруссаки, почесав репу, поняли, что поезд ушел и форты вот-вот окажуццо на помойке военной истории – дальнобойность корабельных орудий достигала к тому моменту 20-25 километров, сухопутных – более 12-ти. На их счастье, в 1914 году благодаря тупарылости русских генералов Самсонова и Раннекампфа фронт не дошел до Кенигсберга километров на пятьдесят. Перед Второй мировой форты снова укрепляли, преимущественно с использованием бетона.
Доблестная Красная армия подошла к Кенигсбергу уже в феврале 1945 года, но штурм города начался только спустя два месяца. У совецких полководцев, по всей видимости, изрядно играло ачко, и они решили как следует подготовиццо к наступлению. Железной дорогой были доставлены тяжелые орудия и мортиры калибра 280 мм. Засевшие в городе гансы готовились к последнему бою. Руководство фошыстов было уверено, что форты Кенигсберга могут обороняться, по меньшей мере, полгода. Геббельс, надрачивая пердак для храбрости, визжал: «Форты – это ночная рубашка Кенигсберга, за которой горожане могут спать спокойно, не опасаясь азиатско-европейских полчищ современных гуннов. Большевики обломают себе зубы о гранит крепости, ведь форты – это верх современной военно-инженерной науки». Не жалели красок и совецкие шакалы ротационных машин: «Войска рвутся к этой твердыне пруссачества. До города еще 30-40 километров, но уже слышен грозный рев кенигсбергских фортов, посылающих тяжелые снаряды в тщетной попытке остановить неудержимый натиск наших бойцов, полных решимости добить врага в его берлоге». Командование Красной армии отнеслось к взятию города-крепости весьма серьезно – достаточно сказать, что Кенигсберг был единственным городом, не являющимся столицей, за взятие которого была учреждена специальная медаль.
И вот 6 апреля 1945 года почин сделала 50-я армия, атаковав форты IV, V и Va. «здык! здык! здык!!!» – раздавались на всю округу залпы тяжелой артиллерии русских. Гансы сопротивлялись отчаянно, в особенности V-й форт, штурм которого осложнялся водной преградой. К тому же, смекалистые совецкие командиры приняли весьма нетривиальное, гхм-гхм, решение: начать пехотную атаку до окончания артподготовки. Нетрудно догадаццо, что в результате потери в рядах гвардейцев от огня своих же орудий были недеццкие. Как бы то ни было, но как раз тогда наглядно стало видно, что форты как оборонительные сооружения категорически устарели: штурм был закончен уже к вечеру 9 апреля. Гарнизоны фортов благоразумно сдались, прекрасно отдавая себе отчет в том, что в случае упорного сопротивления совецкая тяжелая артиллерия просто сравняет их нахуй с землей. Исключением стал лишь пресловутый V-й форт, но его взяла совецкая пехота, после того как над ним как следует поработали пушки.
http://moscowhite.livejournal.com/64911.html moscowhite
Итак, сёня наш путь лежит на Форт № 2 — Бронзарт (Bronsart bei Mandein), прикрывал шоссейную дорогу Кёнигсберг-Тильзит
Форт заложен в 1875 году, достроен в 1879
Модернизация форта в 189о-х годах
Численность гарнизона 250 человек
Строительство обошлось примерно в3 млн марок в ценах года постройки.
А сейчас форт выглядит так
Чтобы было уяснее понимать, кидаю схемку, за авторством moscowhite
Итак, отчёт охватывает 2003-207 года, позже были некоторые изменения.
итак, подходим
Горжа, 2005
2008
Горджевые казармы
Амбразуры
Входы в кофры (внешнюю стену)
Сухой ров
Яйцевидная дренага
Остатки бокового капонира.
В кофре
Переход из кофра в центральную патерну
Итак, колодец. Изначально рылась артезианская скважина глубиной до 120 метров (те ушлый противник не мог ни отключить, ни отравить воду). Далее метров за 10 до поверхности устраивался колодец, где была колонка (насос) а так же можно было черпать воду вёдрами.
Надпись в кофре "6/IV-1945" за 3 дня до капитуляции города. Фейк-не фейк -ХЗ
а теперь центральная патерна
Центральная патерна идёт к подземному ходу (в настоящее время забутовок нет)
Другую сторону мы уже видели
годжевая патерн
Лесница выхода к боевым позициям
Кладка потолка
Артилерйский каземат
Тыльная часть. Здесь распологались:
- казармы для солдат и офицеров,
- Прачечная
- кухня и хлебопекарня
- электростанция и аккумуляторная
- лазарет
- телеграф, ФВУ и прочие технические помещения
Новодел
Раньше тут было так
Арсенал хранения боеприпасов. Был весьма сильно защищён. Во первых был демфер (воздушная подушка), и землянная подушка (3-х метровая кирпичная кладка, песчаная подушка, бетонная прослойка и 6-ти метровая землянная насыпь)
При немцах на лесницы сверху прибивали деревянный пол, чтобы не стачивались кирпичи
Вентиляция
Деталь от артезианской скважины
Новодел
Склады рядом с горжевой патерной
Артилерийский каземат
Вентиляция
Артилерийские и пехотные казематы (сверху) и вход в боковой капонир и склад боеприпасов (снизу)
Лесница выхода на боевые позиции из складов
Яйца. Самое опасное в фортах. Использовались для подачи боеприпасов к позициям. в начале ХХ века утратили своё значение, но до сих пор уносят жизни людей...
Арт позиция
Находка в демферной подушке, 2004
Склады боеприпасов
Яйцо прямо у входа...
END
Фото использованны как собственные, так и других авторов