Privatier писал(а): ↑12-11-2021 13:16:54
И да, буй существует и поныне.
Сдается мне, что "Тире, три точки... «
БТ»..." это неспроста
«Калининградская правда» от 19.08.1976
ДОБРЫЙ СВЕТ «ТАРАНА»
РАССКАЗ О ЖИЗНИ И РАБОТЕ МАЛЕНЬКОГО КОЛЛЕКТИВА МАЯКА, СТОЯЩЕГО НА СЛУЖБЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ
Тире, три точки... Тире, три точки... «БТ»... «БТ»... Через каждые пять минут круглые сутки в эфир летят эти сигналы. Несведущему человеку они ни о чем не говорят. Но зато они знакомы каждому радисту судна любой страны. Он знает, что это «голос» «Тарана»: «Я на посту, все в порядке, будьте спокойны».
«Таран» — маяк на Балтике. Он возвышается на высоком берегу моря на северо-западе Земландского полуострова. В ясную погоду маяк видно с моря более чем за сорок километров, и корабли сверяют с ним свой курс.
Машина мягко бежит по асфальтированной дорожке, окаймленной зеленой изгородью густого кустарника. И сразу же бросается в глаза любовная ухоженность территории маяка. Тридцатиметровая башня, его служебные постройки и жилые дома — все в одном цвете: красно-коричневом. И словно бы только построены, новенькие. Кругом тихо, лишь настырный соловей заливается трелью, да щебечут неугомонные воробьи. Но скоро я убедился, что на маяке своя кипучая, трудовая жизнь.
Первое знакомство с начальником маяка. Сергей Александрович Теряев, как и большинство членов этого небольшого коллектива, — бывший военный моряк. На флоте был связан с радиолокационной аппаратурой, с электротехникой. После демобилизации остался в этих морских краях и пришел на «Таран». Человек он степенный, добродушный, немногословный. Как я позже заметил, эти качества присущи всем работникам маяка. Видимо, сказывается специфика здешней работы и жизни. На «Таране» живет всего четыре семьи, всего восемь штатных работников. Так сказать, семейственность. А вернее, дружное товарищество.
Старожил «Тарана» и Иван Федорович Антошин. Он пришел сюда летом 1945 года после разгрома гитлеровского гарнизона морской крепости Пиллау (Балтийск), в котором участвовал и он, матрос. И вот тридцать один год работает техником маяка. На такой же должности его жена Зинаида Дмитриевна.
Начальник маяка знакомит со своим хозяйством. В первую очередь — на высоту, откуда в ночное время идут световые сигналы «Тарана». Тридцать метров по винтовой лестнице вверх. Отсюда открывается захватывающая по своей красоте панорама. В этом месте Земландский полуостров образует резко выдающийся в море мыс — маленький полуостров полуострова. Море справа, море слева, море впереди. Вдали на горизонте белеет несколько судов.
— До них не меньше двадцати миль, — пояснил Сергей Александрович. — Так что моряк видит маяк издалека.
Под огромным колпаком из особых линзовых стекол установлена световая лампа мощностью в два киловатта. Она и подает в ночное время своим светом те же самые тире и три точки — «БТ», имя, присвоенное «Тарану».
Маяк не может, не имеет права замолчать даже на минуту. Конечно, машины, различное техническое оборудование маяка не вечны. Они могут выйти из строя. И это здесь тоже учтено, предусмотрено. Случилось что-то на линии электропередач, прекратилась подача электроэнергии — и тут же автоматически включается запасной двигатель. Вышла из строя рация — и опять же автоматически включается запасная. Словом, моряки по-прежнему будут слышать сигналы «Тарана».
Любой моряк, плавающий по Балтике, знает голос «Тарана», потому что у каждого маяка он свой, и его не спутаешь с другими. У кого «тенор», у кого «баритон», а у «Тарана» — «шаляпинский бас».
Обо всем этом мне рассказали Сергей Александрович Теряев и его заместитель Сергей Семенович Антонов. И получалось, что людям маяка вроде бы и делать здесь нечего, ведь все службы работают автоматически, но... Но в том-то и заслуга работников маяка, что все действует безотказно, слаженно, как часы. И главная забота служителей — содержать сложные механизмы радиолокационной, электромеханической службы всегда в боевой готовности. Потому здесь постоянно проводятся осмотры многочисленной техники, профилактика их. Все это маленький гарнизон маяка делает сам. Люди здесь — настоящие универсалы: они радисты и электрики, механики и токари, слесари.
«Таран» всегда на службе мореплавателей. Он постоянно и четко, независимо от погодных условий ориентирует суда в сложной морской обстановке. И люди «Тарана» безупречно выполняют свои долг, обеспечивают безопасность мореплавания. Не раз еще, услышав в эфире или через наутофон знакомый сигнал — тире и три точки, — моряк непременно скажет:
— Спасибо тебе, добрый «Таран»!
Б. БАБЛЮК