Еврейская история Восточной Пруссии
- пруссак
- Собиратель
- Сообщения: 408
- Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
- Откуда: только что из архива
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
и правильно сомнения берут
шестиконечная звезда со слегка заострёнными лучами обычно трактуется как вифлеемская. то есть путеводная. для отличников весьма подходит. и заодно объясняет, отчего "звездоносцев" лишь трое. были бы это звёзды спортивного союза, то их носили бы все. и не в школе, так как там было бы единообразие.
в кёнигсберге был "jüdische turnverein königsberg", позднее "turn- und sportverein königsberg i. pr.", но в лосиной низине? - откуда бы там евреям вообще быть?
шестиконечная звезда со слегка заострёнными лучами обычно трактуется как вифлеемская. то есть путеводная. для отличников весьма подходит. и заодно объясняет, отчего "звездоносцев" лишь трое. были бы это звёзды спортивного союза, то их носили бы все. и не в школе, так как там было бы единообразие.
в кёнигсберге был "jüdische turnverein königsberg", позднее "turn- und sportverein königsberg i. pr.", но в лосиной низине? - откуда бы там евреям вообще быть?
ein schuß gesunden wahnsinns
-
- Интересующийся
- Сообщения: 269
- Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
- Благодарил (а): 385 раз
- Поблагодарили: 323 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Я так понимаю , что это школьный класс , переодетый в спортивную форму .
Об учебе ( отличники и хорошисты отпадают) речь не идет. Во время спортивных мероприятий
обстановка менее официальная , чем за партой , а соревновательных дух сознательно поднимается
различными отличительными значками, для повышения командной сплоченности .
В сети много школьных фотографий с различными стягами и вымпелами , но мотивов шестиконечных
звезд не помню ( видел , пожалуй только на гербе Кенигсберга) .
Возращаясь к нашему снимку, видим шестиконечные звезды различного цвета и размера .Девочка слева
не совсем арийского вида .Действительно звезды на фотографии несколько отличаются от известного
шестиугольника , но беглый просмотр Википедии пока не дает каких-то других вариантов , объясняющих
происхождение таких символов на одежде юных спортсменов .
Об учебе ( отличники и хорошисты отпадают) речь не идет. Во время спортивных мероприятий
обстановка менее официальная , чем за партой , а соревновательных дух сознательно поднимается
различными отличительными значками, для повышения командной сплоченности .
В сети много школьных фотографий с различными стягами и вымпелами , но мотивов шестиконечных
звезд не помню ( видел , пожалуй только на гербе Кенигсберга) .
Возращаясь к нашему снимку, видим шестиконечные звезды различного цвета и размера .Девочка слева
не совсем арийского вида .Действительно звезды на фотографии несколько отличаются от известного
шестиугольника , но беглый просмотр Википедии пока не дает каких-то других вариантов , объясняющих
происхождение таких символов на одежде юных спортсменов .
- пруссак
- Собиратель
- Сообщения: 408
- Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
- Откуда: только что из архива
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
беглый просмотр даёт достаточно логотипов еврейских спортивных обществ. маккаби, хапоэл или гистадрут, к примеру. они все иные.ХОХЛИТОВ писал(а):беглый просмотр Википедии пока не дает каких-то других вариантов , объясняющих происхождение таких символов на одежде юных спортсменов .
почему отличники отпадают - непонятно. напротив, в командной игре, как раз бы было правильно отличить капитана. жёлтые майки лидера не даром же выдают?
ein schuß gesunden wahnsinns
- Доктор Верховцев
- Сообщения: 33
- Зарегистрирован: 21-12-2011 11:35:12
- Откуда: РСФСР с составе СССР
- Благодарил (а): 109 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Место рождения Иисуса обозначено серебряной Вифлеемской Звездой с 14 лучами, которые символизируют 14 остановок Виа Долороса -Крестного пути Христа в Иерусалиме.пруссак писал(а):и правильно сомнения берут
шестиконечная звезда со слегка заострёнными лучами обычно трактуется как вифлеемская. то есть путеводная. для отличников весьма подходит. и заодно объясняет, отчего "звездоносцев" лишь трое. были бы это звёзды спортивного союза, то их носили бы все. и не в школе, так как там было бы единообразие.
в кёнигсберге был "jüdische turnverein königsberg", позднее "turn- und sportverein königsberg i. pr.", но в лосиной низине? - откуда бы там евреям вообще быть?
Наверно на форуме имеются люди, разбирающиеся в звездах Давида гораздо лучше ( так пусть таки и откликнутся, может им есть что сказать), но на майка обычные шестиконечные звезды формой не совпадающие со звездами Давида , а имеющие только равное количество лучей.
- пруссак
- Собиратель
- Сообщения: 408
- Зарегистрирован: 19-12-2009 23:17:58
- Откуда: только что из архива
- Благодарил (а): 45 раз
- Поблагодарили: 128 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии

разные формы вифлеемских звёзд

синагога?
давайте, всё же, считаться с тем, что символика в германии и россии иногда и несколько не совпадает
и давайте обходиться без любимой некоторым уголовщины и расизма
ein schuß gesunden wahnsinns
-
- Интересующийся
- Сообщения: 269
- Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
- Благодарил (а): 385 раз
- Поблагодарили: 323 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Интересно откуда у немцев вообще взялась идея отмечать одежду евреев звездой Давида ?
Возможно они у кого-то это подглядели ?
А Вифлеемская звезда в Википедии (а там много вариантов)выглядит совсем не так ,
как на моей фотографии .
Возможно они у кого-то это подглядели ?
А Вифлеемская звезда в Википедии (а там много вариантов)выглядит совсем не так ,
как на моей фотографии .
- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Ну вообще не от немцев это пошло, а ранее.ХОХЛИТОВ писал(а):Интересно откуда у немцев вообще взялась идея отмечать одежду евреев звездой Давида ?
Тут про это есть - http://arktal.livejournal.com/9412.html
Он обязал их носить на одежде на видном месте желтую метку. Цвет же тюрбана, другого традиционного персидского головного убора, для не мусульманина тоже должен был быть желтым.
В письме из Багдада***, датированном 1121г , местный еврей так описывает свою одежду:
"…на видном месте должны быть две желтых метки: одна на головном уборе и вторая на воротнике.
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
-
- Интересующийся
- Сообщения: 269
- Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
- Благодарил (а): 385 раз
- Поблагодарили: 323 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Рекомендую обратиться к ссылке комрада Мебиуса в предыдущем сообщении .
Никаких отличий в одежде у евреев ( если только он был не ортодокс) не было , наоборот
в средневековье их много лет заставляли нашивать желтые метки(и монеты) , лишние пуговицы
на кафтаны , носить тюрбаны, галстуки и пояса желтого цвета и т.д.
Естественно по доброй воле потом не захочется делать то , что тебя заставляли носить несколько
веков под страхом смертной казни .
Таким образом никаких тенденций выделяться из толпы в плане одежды у них не было .
Против исторической справки не попрешь . Значит шестиконечные
звезды на снимке не имеют никакого отношения к евреям , признаю сей факт .
Так же извиняюсь перед сообществом ,если вдруг в воздухе запахло расизмом и уголовщиной .
Никаких отличий в одежде у евреев ( если только он был не ортодокс) не было , наоборот
в средневековье их много лет заставляли нашивать желтые метки(и монеты) , лишние пуговицы
на кафтаны , носить тюрбаны, галстуки и пояса желтого цвета и т.д.
Естественно по доброй воле потом не захочется делать то , что тебя заставляли носить несколько
веков под страхом смертной казни .
Таким образом никаких тенденций выделяться из толпы в плане одежды у них не было .
Против исторической справки не попрешь . Значит шестиконечные
звезды на снимке не имеют никакого отношения к евреям , признаю сей факт .
Так же извиняюсь перед сообществом ,если вдруг в воздухе запахло расизмом и уголовщиной .

-
- Сообщения: 4
- Зарегистрирован: 05-12-2010 02:31:02
- Поблагодарили: 6 раз
- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Сообщения по синагоге выделены в отдельную тему в соотв. разделе - https://forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=34&t=2911
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 02-03-2013 09:42:08
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 31 раз
Синагоги и еврейское общество Кенигсберга
История евреев в Кенигсберге началась в 1508 году, когда в город были допущены два еврейских врача Исаак Мас и Михель Абрахаме. Еврейская община города не была столь многочисленной, как общины близлежащих польских и литовских городов. В лучшее время общины, перед первой мировой войной в городе было примерно 5000 евреев. Однако еврейство Кенигсберга было активным сообществом: ко времени прихода к власти нацистов в городе, было пять синагог, сиротский дом и дом престарелых, три еврейских кладбища, множество различных еврейских организаций - религиозных, благотворительных, культурных, сионистских.
Кенигсберг знаменит как важнейший наряду с Берлином центр еврейского просвещения - Гаскалы. Основоположник этого движения философ Моисей МЕНДЕЛЬСОН вел многолетнюю переписку с великим кёнигсбергским философом КАНТОМ и однажды посетил его в Кенигсберге. Ученики МЕНДЕЛЬСОНА издавали в Кенигсберге первый в истории еврейской письменности светский журнал на иврите «haMaasef». Вместе с тем с Кенигсбергом также связаны яркие страницы истории ортодоксального еврейства. Здесь некоторое время проповедовал, а в последствии скончался и был похоронен рабби Исраэль САЛАНТЕР - выдающийся представитель так называемого «литовского» направления в иудаизме, основатель этического движения «Мусар». Большим событие 2001 года стало восстановление надгробья на его могиле, обнаруженной на основании документов, найденных мною в иерусалимском архиве. Община координировала работы по благоустройству территории кладбища: установлена ограда, расчищены поля и дорожки. На открытие надгробья приехали около 300 представителей ортодоксального религиозного еврейства со всего мира.
Из других известных евреев, чья жизнь была связана с Кенигсбергом, можно назвать автора первых романов на иврите Авраама МАПУ, математика Генриха МИНКОВСКОГО, кантора и синагогального композитора БИРНБАУМ, а также Лею РАБИН - супругу трагически погибшего премьер министра Израиля.
В 1933 году численность еврейского населения Кёнигсберга составляла 3170 человек, еще примерно тысяча евреев проживали в провинции. Назначение 30 января 1933 года Гитлера рейхсканцлером стало началом осуществления планов национал-социалистского движения в отношении евреев: ограничение в правах, исключение из общегерманской жизни, экономические разорение, физическое уничтожение. Это делалось систематически, путем введения законов, распоряжений и предписаний. Это сопровождалось и так называемыми «спонтанными» акциями, такими как «День бойкота» 1 апреля 1933 года и «Хрустальная ночь» в ноябре 1938. Для значительной части еврейского населения Кёнигсберга этот поворот был неожиданностью, они не были готовы к новой ситуации и надеялись, что все изменится к лучшему. Через несколько месяцев они осознали серьезность положения. Большинство членов общины, которые были способны предвидеть ход событий, прежде всего сионисты, приняли правильные решения. Еще в том же году многие кёнигсбергские евреи эмигрировали, большинство из них в Палестину.
Все, что публично напоминало о евреях искоренялось: менялись названия улиц и площадей (например, Вальтер-Симон-платц – Эрих-Кох-платц, Синагогенштрассе - Зеелештрассе), убирались бюсты и мемориальные доски. Под давлением обстоятельств многие еврейские коммерсанты в убыток себе продавали или ликвидировали с 1933 года свои предприятия. В апреле того же года были уволены евреи-чиновники, евреи-адвокаты, получившие практику послу 1914 года и не участвовавшие в войне, лишались ее. В течение 1936 года были «ариизированы» магазины и универмаги, и многими из них завладели «партайгеноссен». Продажа еврейских магазинов продолжалась и после 1936 года. В феврале 1938 года в Кёнигсберге были еще 201 еврейская фирма, 38 врачей и 22 адвоката.
В мае был закрыт и в феврале 1934 года продан общинный летний дом в Нойхаузер, в июне закрылась еврейская благотворительная столовая.
29 апреля 1935 года была открыта еврейская школа под руководством Давида Франца Кетлера, куда пришли 82 ученика четырех начальных классов. К осени число учеников школы достигло 117. Из-за проблем, возникавших у еврейских детей в обычных школах, в последующие годы через еврейскую школу прошли многие школьники. После эмиграции в 1939 году д-ра Кельтера в Палестину учительница Роза Вольф руководила школой вплоть до ее закрытия по решению правительства в 1942 году. В 1935 году Союз еврейских женщин вновь открыл свой детский сад.
На место уволившегося с 1 апреля 1936 раввина ортодоксальной синагоги д-ра Окса был избран 23-летний раввин Йосеф Дуннер. В декабре того же года община праздновала 40-летие Новой синагоги.
Культурная работа общины в 1935 году была интенсивной. Ее центральным событием в мае стал семинар для раввинов, работников культуры и молодежных лидеров, которым руководили знаменитые философы Мартин Бубер и Карл Адлер.
В сентябре Кёнигсберг покинул раввин Левин, новый раввин на его место избран не был. Исполняющим обязанности общинного раввина стал Йосеф Дуннер, при котором с 1 ноября 1938 года начались объединенные общинные богослужения. По будням они проходили в Старой, а по субботам и праздникам в Новой синагоге, орган, ставший некогда поводом для раскола, более не использовался, он был скрыт специальным занавесом.
“Хрустальная ночь” ознаменовала глубокий перелом в жизни евреев Кёнигсберга.
О погроме 9,10 ноября 1938 года в Кёнигсберге есть много устных и письменных свидетельств, которые, расходясь в незначительных деталях, описывают кошмарную сцену этой ночи. Первой целью эсэсовского отряда была Новая синагога, при которой располагались сиротский дом, квартира директора Кельтера, кантора-пенсионера Вольхайма и импровизированное помещение еврейской школы. Людвиг Гольдштейн, который, как «старый газетчик», при первом шуме бросился в направлении Форштадта, свидетельствует в своих мемуарах, что здание было предусмотрительно оцеплено, чтобы после разгрома его внутренних помещений, немедленно поджечь его. Одновременно погромщики устремились к сиротскому дому и жилым помещениям. Директор Кельтер, чьей семье, выброшенной на улицу, довелось пережить ужасные мгновения, вспоминает: «Дети в нижнем белье выскакивали, охваченные паническим страхом на дорогу, и разбегались по близлежащим улочкам.» Как свидетельствуют Вик и Гольдштейн, еврейские семьи и «сочувствующие» христиане приютили детей и на следующее утро привели их в правление общины. Когда Новая синагога в ту же ночь была предана огню, пострадали соседние здания. Поэтому в других молитвенных домах, которые слишком тесно были окружены «арийскими» жилищами довольствовались лишь разгромом обстановки. Синагога «Полнише шул» была затем снесена, а богослужения впредь совершались в Старой синагоге. Не пощадили и еврейский дом престарелых, его обитатели были изгнаны на следующий день с немыслимой жестокостью. Новый траурный зал еврейского кладбища на Штеффекштрассе, вокруг расходов на который десять лет назад в общине шли острые споры, был в ту ночь забыт. Но уже на следующий день он лежал в руинах. Через пару месяцев были осквернены и два других еврейских кладбища. Организованные группы эсэсовцев под руководством командиров, на руках у которых были заранее подготовленные списки, ходили от одного еврейского магазина к другому, били витрины, грабили товары, громили внутреннюю отделку. Как и повсюду в Германии в эту ночь отряды эсэсовцев врывались в квартиры еврейских семей, громили, грабили, хватали отцов семейств, старших сыновей. К утру после ночи было арестовано примерно 450 человек. Их доставили в полицайпрезидиум, где они подвергались оскорблениям и побоям со стороны эсэсовцев. Но судьба задержанных смячилась благодаря особенному географическому положению провинции. Поскольку в Восточной Пруссии еще не было концлагерей, а проезд через «данцигский коридор» был связан с организационными проблемами, евреев разместили в городской тюрьме и в старой пожарной охране. Всех арестованных отпустили в течение четырех недель. Почти все, еще находясь под арестом «продали» свое имущество и, выйдя из тюрьмы, эмигрировали.
Одновременно начался грабеж еврейской собственности путем так называемых «еврейских податей», принудительного отчуждения производственных предприятий и земельных владений, обязательной сдачи предметов из золота, серебра, платины, драгоценных камней и жемчуга. Началось принудительное депонирование ценных бумаг, размещение наличных средств на закрытых счетах. Все это вводилось с ноября 1938 по февраль 1939. Эмиграция, которая давно уже облагалась «имперским налогом с беженцев» и ограничениями на денежные переводы, усложнилась новыми инструкциями о вывозе имущества. На основании закона от 30 апреля евреи были изгнаны из их жилищ и поселены в общих квартирах в особом квартале.
Предписанием от 4 июня 1939 года все евреи Германии, их общины (которые уже с 31 марта 1938 года не являлись официальными учреждениями), а также все еврейские объединения, организации, фонды, растворенные прежде в «Имперском представительстве», были включены в принудительную организацию «Имперское объединение евреев Германии». Община и все еврейские организации Кёнигсберга были подчинены местному филиалу этой организации и поставлены под контроль Гестапо.
С началом второй мировой войны евреи города подверглись множеству новых ограничений: среди них запрет выходить из дома, специальные часы покупок в магазинах, дискриминация при распределении продуктов питания и других важных товаров, запрет пользоваться средствами связи. Вскоре начались принудительные работы, изъятие радиоприемников и теплой одежды. С 1 сентября 1939 года все евреи должны были носить вне дома на одежде заметные для всех «еврейские звезды». Несколько позже начались депортации с утратой гражданства и лишением имущества. В Кенигсберге они были осуществлены массовыми транспортами в 1942-43 годах.
Общее число жертв среди еврейского населения Кёнигсберга после «Хрустальной ночи» можно только оценить, точной статистики нет. В октябре 1935 года община насчитывала 2086 душ, по официальной статистике за май 1939 – 1585.
В мемориальном институте «Яд вашем» в Иерусалиме стоит камень, на котором сделана надпись в память уничтоженных еврейских общин Кёнигсберга и Восточной Пруссии. В Калининграде подобного мемориального знака пока нет.
- Privatier
- Ихтиандра
- Сообщения: 654
- Зарегистрирован: 02-04-2009 07:47:05
- Откуда: Калининград
- Благодарил (а): 94 раза
- Поблагодарили: 191 раз
Re: Синагоги и еврейское общество Кенигсберга
Да что ви говорите?ofebah писал(а):В Калининграде подобного мемориального знака пока нет.

Волк - это ушедшая в партизаны собака...
Up your eyes, and look at north...
Up your eyes, and look at north...
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 02-03-2013 09:42:08
- Благодарил (а): 16 раз
- Поблагодарили: 31 раз
Re: Синагоги и еврейское общество Кенигсберга
В основной массе евреи жили в трёх районах Кенигсберга. Восточные евреи и иудеи ортодоксального толка селились в нижнем городе (в окрестностях вокзала до реки Прегель, где находилось пять синагог). Старые осёдлые еврейские семьи жили в Трагхайме и его окрестностях. Состоятельные и уже ассимилировавшиеся евреи проживали в пригородах Хуфене и Амалиенау.
Заметным было участие евреев в финансовых структурах города. Банки Кёнигсберга, находившиеся в XIX веке большей частью в еврейских руках, становились государственными учреждениями и входили в систему Дойчебанка. Наиболее крупными из них были: "Северогерманское кредитное общество", находившееся во владении и управлении Георга Маркса, ортодоксального толка еврея, имевшего большое влияние на жизнь общины. Наряду с "Северогерманским кредитным обществом" существовали частный банк "Вдова Йозефа Симона и Сыновья", находившийся во владении семейства Симон.
Все вышеназванные банки влияли на развитие торговли и промышленности города. Кроме того, банк семьи Симон активно содействовал развитию в городе науки, искусства и спорта. Именем Вальтера Симона был назван и крупнейший в городе стадион (ныне стадион "Балтика").
Специфичной отраслью экономики Восточной Пруссии являлась добыча янтаря. Единственная в своём роде янтарная мануфактура с рудником в Палмникене была основана в 1872 г. евреем Моритцем Беккером. После продажи своего предприятия государству Беккер стал одним из богатейших граждан города.
В 1914 г. крупнейшим кёнигсбергским пароходом "Остпройсен" водоизмещением 4000 тонн владело пароходство "Маркус Кон и Сын", которое занималось торговым мореплаванием в Балтийском и Северном морях. Еврейские фирмы принимали участие в торговле строительными материалами, а так же в розничной торговле продукцией текстильной промышленности. Евреи были держателями большей части универсальных магазинов города.
Относительно небольшим оставалось число еврейских ремесленников – это были портные, мясники, часовщики, пекари и стекольщики. В городе существовал еврейский союз ремесленников, в котором состояли около сорока человек. Резко увеличилось число евреев в так называемых свободных профессиях. Высокий процент евреев был среди врачей, аптекарей, адвокатов, журналистов, деятелей искусств и маклеров. Яркими личностями культурной элиты города были: городской школьный советник Штеттинер и журналист Людвиг Гольдштайн. Пауля Штеттинера называли в городе "кёнигсбергским министром культуры". Особой его заботой пользовались городские театры.
Большим влиянием в городе пользовалась газета "Хартунгше Цайтунг", в которой работал журналист Людвиг Гольштайн. Помимо литературной деятельности он являлся основателем и руководителем кёнигсбергского "Союза Гёте", который развернул обширную культурную деятельность. Из родившихся в Кёнигсберге еврейских писателей здесь жил и создавал свои произведения лишь Вальтер Хайманн, погибший в первую мировую войну во Франции. В театральной жизни города евреи играли важную роль, но в первую очередь в качестве меценатов и покровителей театрального искусства.
Среди преподавателей университета фактически не было некрещёных евреев. Редкое исключение составлял почётный профессор Альбертины раввин доктор Феликс Перлес. Однако преподавательские должности занимали достаточно большое число евреев. Среди них врач-терапевт Людвиг Лихтхайм, юрист Фриц Литтен, физиолог Людемар Херрманн, астроном Фриц Кон, ориенталист Феликс Эрнст Пайзер, египтолог Вальтер Врежински и др.
Политическая деятельность евреев Кёнигсберга была не значительной ни на всегерманском, ни на местном уровне. Местные еврейские политики были либо либералами, либо социалистами. Единственным видным среди политиков был социал-демократ Хуго Хаазе, выступавший защитником на процессе против Либкнехта в 1907 г. В 1912 г. он был избран в Рейхстаг от округа Кёнигсберг.
Заметным было участие евреев в финансовых структурах города. Банки Кёнигсберга, находившиеся в XIX веке большей частью в еврейских руках, становились государственными учреждениями и входили в систему Дойчебанка. Наиболее крупными из них были: "Северогерманское кредитное общество", находившееся во владении и управлении Георга Маркса, ортодоксального толка еврея, имевшего большое влияние на жизнь общины. Наряду с "Северогерманским кредитным обществом" существовали частный банк "Вдова Йозефа Симона и Сыновья", находившийся во владении семейства Симон.
Все вышеназванные банки влияли на развитие торговли и промышленности города. Кроме того, банк семьи Симон активно содействовал развитию в городе науки, искусства и спорта. Именем Вальтера Симона был назван и крупнейший в городе стадион (ныне стадион "Балтика").
Специфичной отраслью экономики Восточной Пруссии являлась добыча янтаря. Единственная в своём роде янтарная мануфактура с рудником в Палмникене была основана в 1872 г. евреем Моритцем Беккером. После продажи своего предприятия государству Беккер стал одним из богатейших граждан города.
В 1914 г. крупнейшим кёнигсбергским пароходом "Остпройсен" водоизмещением 4000 тонн владело пароходство "Маркус Кон и Сын", которое занималось торговым мореплаванием в Балтийском и Северном морях. Еврейские фирмы принимали участие в торговле строительными материалами, а так же в розничной торговле продукцией текстильной промышленности. Евреи были держателями большей части универсальных магазинов города.
Относительно небольшим оставалось число еврейских ремесленников – это были портные, мясники, часовщики, пекари и стекольщики. В городе существовал еврейский союз ремесленников, в котором состояли около сорока человек. Резко увеличилось число евреев в так называемых свободных профессиях. Высокий процент евреев был среди врачей, аптекарей, адвокатов, журналистов, деятелей искусств и маклеров. Яркими личностями культурной элиты города были: городской школьный советник Штеттинер и журналист Людвиг Гольдштайн. Пауля Штеттинера называли в городе "кёнигсбергским министром культуры". Особой его заботой пользовались городские театры.
Большим влиянием в городе пользовалась газета "Хартунгше Цайтунг", в которой работал журналист Людвиг Гольштайн. Помимо литературной деятельности он являлся основателем и руководителем кёнигсбергского "Союза Гёте", который развернул обширную культурную деятельность. Из родившихся в Кёнигсберге еврейских писателей здесь жил и создавал свои произведения лишь Вальтер Хайманн, погибший в первую мировую войну во Франции. В театральной жизни города евреи играли важную роль, но в первую очередь в качестве меценатов и покровителей театрального искусства.
Среди преподавателей университета фактически не было некрещёных евреев. Редкое исключение составлял почётный профессор Альбертины раввин доктор Феликс Перлес. Однако преподавательские должности занимали достаточно большое число евреев. Среди них врач-терапевт Людвиг Лихтхайм, юрист Фриц Литтен, физиолог Людемар Херрманн, астроном Фриц Кон, ориенталист Феликс Эрнст Пайзер, египтолог Вальтер Врежински и др.
Политическая деятельность евреев Кёнигсберга была не значительной ни на всегерманском, ни на местном уровне. Местные еврейские политики были либо либералами, либо социалистами. Единственным видным среди политиков был социал-демократ Хуго Хаазе, выступавший защитником на процессе против Либкнехта в 1907 г. В 1912 г. он был избран в Рейхстаг от округа Кёнигсберг.
- glik12
- Читатель
- Сообщения: 141
- Зарегистрирован: 03-12-2006 03:07:50
- Откуда: Cranz - Жуковский
- Поблагодарили: 19 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Не знаю, может офф, но работаю в еврейской компании и часто бываю в Израиле. Я Просто удивился, насколько - Тель Авив - немецкий город!
Во первых: Тель-Авив имеет самую большую концентрацию строений в чисто германском стиле "Бау хауз" в мире. В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием, именно поэтому.
Но даже не это впечатлило. Бродя по старым кварталам (да во многом и по новым) наблюдаешь абсолютно аутентичный кёнигсберским - линии электропередач, ажурные стальные столбы, трансформаторные будки в "два этажа под черепицей" из красного кирпича, абсолютно похожие люки, решетки канализации, связи, пожарные гидранты и т.п. даже газовые счетчики - один в один!
Я просто в шоке был! Есть районы, идешь как по Кёнику, но вокруг вместо каштанов - кактусы и пальмы !
Зашел в местный музей архитектуры:

Там девочка рассказала, что в 30-х годах, когда это еще была британская территория, множество евреев, чуя не хорошее, сюда успели слинять из Германии. И именно они определили облик города, особенно касаемо всех инженерных его сетей!
Во первых: Тель-Авив имеет самую большую концентрацию строений в чисто германском стиле "Бау хауз" в мире. В 2003 году ЮНЕСКО провозгласило «Белый город» Тель-Авива всемирным культурным наследием, именно поэтому.
Но даже не это впечатлило. Бродя по старым кварталам (да во многом и по новым) наблюдаешь абсолютно аутентичный кёнигсберским - линии электропередач, ажурные стальные столбы, трансформаторные будки в "два этажа под черепицей" из красного кирпича, абсолютно похожие люки, решетки канализации, связи, пожарные гидранты и т.п. даже газовые счетчики - один в один!
Я просто в шоке был! Есть районы, идешь как по Кёнику, но вокруг вместо каштанов - кактусы и пальмы !

Зашел в местный музей архитектуры:

Там девочка рассказала, что в 30-х годах, когда это еще была британская территория, множество евреев, чуя не хорошее, сюда успели слинять из Германии. И именно они определили облик города, особенно касаемо всех инженерных его сетей!
- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
На прэлестный сайт в ФБ ссыль подкинули - http://www.judeninostpreussen.de/front_ ... ?idcat=416 Евреии в ВП
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
Re: Синагоги и еврейское общество Кенигсберга
Спасибо за информацию. Военный корабль подразумевает, что дальнейшая Ваша информация будет о участие кенигсбергских евреев в I Мировой войне? Может я не права. Мне кажется, что после I мировой войны, следует показать в аналитической справке общее положение евреев в Европе и Российском государстве. У Вас очень хорошо получается.
- Reiter92
- Читатель
- Сообщения: 88
- Зарегистрирован: 06-07-2005 10:31:21
- Откуда: Ukrain
- Благодарил (а): 7 раз
- Поблагодарили: 8 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Постепенно собирается богатый раздел ранее не исследованного направления. Радует общий интерес к теме, которая показывает пример мультикультурности. Но, если с германикой уже все достаточно благополучно, есть много популярных изданий, и есть камрады, читающие материалы в подленнике, то по, иудаике, наверное нет ничего. Поэтому сказывается нехватка базовых знаний, но автор, знающий историю и традицию изнутри появится на форуме непременно. Также, думаю, и иностранные исследования по теме будут достигать региона. В этой связи такой вопрос. В Украине готовится организация новых специальностей в гуманитарных ВУЗах по иудаике, для подготовки преподавателей и иследователей темы в пединах и других профильных институтах. Ожидается, что будет обязательный предмет по истории и культуре иудеев в Украине. Уже есть первый учебник. Как с этим дело в вашем крае, есть ли гуманитраные предметы по немецкой истории и культуре, польской и еврейской? И есть ли тенденция для организации такого подхода. Или это не актуально?
Абвер и СМЕРШ на территории Восточной Пруссии в период Второй мировой войны;
1944 - СМЕРШ и фронтовая разведка;
немецкие источники информации:
воспоминания, пресса, архивы,
сайты землячеств, другое любое
1944 - СМЕРШ и фронтовая разведка;
немецкие источники информации:
воспоминания, пресса, архивы,
сайты землячеств, другое любое
- skalv
- Интересующийся
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 28-12-2007 21:17:25
- Благодарил (а): 28 раз
- Поблагодарили: 48 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Синагога общины "Адат Исраэль" находилась по адресу Synagogenstrasse 14–15 (после 1933 г. Seilerstraße).
Как пишет Михаэль Вик в своей книге "Закат Кёнигсберга", в "Хрустальную ночь" интерьер синагоги и предметы культа пострадали, однако здание поджечь не решились по причине возможности возгорания соседних домов, поэтому после того как ущерб устранили, богослужения возобновились и продолжались до начала 40-х годов.
Фотографии "Адат Исраэль" из книги М.Вика
Как пишет Михаэль Вик в своей книге "Закат Кёнигсберга", в "Хрустальную ночь" интерьер синагоги и предметы культа пострадали, однако здание поджечь не решились по причине возможности возгорания соседних домов, поэтому после того как ущерб устранили, богослужения возобновились и продолжались до начала 40-х годов.
Фотографии "Адат Исраэль" из книги М.Вика
- skalv
- Интересующийся
- Сообщения: 154
- Зарегистрирован: 28-12-2007 21:17:25
- Благодарил (а): 28 раз
- Поблагодарили: 48 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Старая синагога находилась на Synagogenstrasse 2
Кстати, дом, где жил М.Вик до конца войны сохранился.
Кстати, дом, где жил М.Вик до конца войны сохранился.
- TOR
- Архивариус
- Сообщения: 1661
- Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
- Откуда: Neue Dammgasse
- Благодарил (а): 156 раз
- Поблагодарили: 372 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Teilansicht Grabsteine des Jüdischen Friedhofs, auf dem Tragheim
Позади случайно не здание совр.ГИБДД?
Позади случайно не здание совр.ГИБДД?
- wrangel str.
- Исследователь
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: 29-10-2009 06:13:41
- Благодарил (а): 579 раз
- Поблагодарили: 580 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Впереди, за забором, справа - южный манеж кирасирского полка, ныне на его фундаменте ТЦ "Колос". ГИБДД по правую руку от фотографа. Слева перекрёсток Врангель штр. и Трагх. Пульвер штр. Сейчас на месте этих могил, - автостоянка у ГИБДД.
- TOR
- Архивариус
- Сообщения: 1661
- Зарегистрирован: 06-06-2012 19:46:59
- Откуда: Neue Dammgasse
- Благодарил (а): 156 раз
- Поблагодарили: 372 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Добавлю еще два фото, по первому все понятно,
А вот второе, это вход на кладбище, на то же самое или это другое место?
А вот второе, это вход на кладбище, на то же самое или это другое место?
- wrangel str.
- Исследователь
- Сообщения: 737
- Зарегистрирован: 29-10-2009 06:13:41
- Благодарил (а): 579 раз
- Поблагодарили: 580 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Да, 1е вход на новое еврейское кладбище. 2е вход на старое с Миттель Трагхайм штр.
-
- Интересующийся
- Сообщения: 269
- Зарегистрирован: 09-03-2011 10:20:02
- Благодарил (а): 385 раз
- Поблагодарили: 323 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Нехама Дробер ,рассказ о жизни.
Информация взята с сайта "Еврейский журнал" , но похоже сайт заброшен, информация давно не обновлялась.http://www.jjew.ru/index.php?cnt=10227
Немного путаный рассказ, с перескакиванием с даты на дату , не претендующий на четкую хронологию событий,плюс еще переводчик допустил определенный процент брака от себя, но то , что людям пришлось выживать в сверхтяжелые времена будет понятно всем.
Информация взята с сайта "Еврейский журнал" , но похоже сайт заброшен, информация давно не обновлялась.http://www.jjew.ru/index.php?cnt=10227
Немного путаный рассказ, с перескакиванием с даты на дату , не претендующий на четкую хронологию событий,плюс еще переводчик допустил определенный процент брака от себя, но то , что людям пришлось выживать в сверхтяжелые времена будет понятно всем.
- МёбиуС
- Дитя Роминты
- Сообщения: 6243
- Зарегистрирован: 17-03-2006 13:33:04
- Откуда: Gumbinnen, Ostpreussen
- Благодарил (а): 3426 раз
- Поблагодарили: 2069 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
От Виктора Шапиро такая информация поступила:
В воскресенье, 21 декабря, в шестой вечер Хануки НТРК "Каскад" покажет премьеру моего документального фильма "Еврейский город Кенигсберг"
В воскресенье, 21 декабря, в шестой вечер Хануки НТРК "Каскад" покажет премьеру моего документального фильма "Еврейский город Кенигсберг"
пыщ-пыщ трололо, я тут быдло и фуйло!
-
- Краевед
- Сообщения: 847
- Зарегистрирован: 21-05-2010 13:24:59
- Благодарил (а): 32 раза
- Поблагодарили: 80 раз
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Уверен, что в теме кладбищ была данная тема, я постарался выделить тему еврейских кладбищ
( и памятной плиты)
В 60-х годах проявилась тенденция разграбления немецких могил. Власти ни как не пресекали подобный вандализм, а по мере исчезновения кладбищ остатки сносились и застраивались. Таким образом, одно из старейших кладбищ Кёнигсберга у Бранденбургских ворот Старое Кнайпхофское и Старое Альтштадское на которых были похоронены известные Кёнигсбергские профессора, в том числе Людвиг Реза, были разрушены, остатки снесены, а на их территории был построен детский сад.
Нельзя сказать, что все действия городских властей противоречили действующим законам, по которым заброшенные и не использующиеся кладбища сносились через 30 лет. В это же время было окончательно снесено и старое еврейское кладбище, сохранённое в черте старого города. Оно было частично застроено, но когда в 2000-х годах была предпринята попытка застроить оставшуюся часть, еврейская община Калининграда выступила с протестом, и работы по проектированию были прекращены.
Новое еврейское кладбище на северо-западной окраине города с большим общинным домом и синагогой (разрушенными во время штурма в 1945 г. за исключением помещения у ворот) вскоре после войны прекратило своё существование, и в 60-х годах было передано садово-дачному обществу, в сохранившемся помещении на входе расположилась ветеринарная служба (ул. Катина).В начале 60-х годовугорожан Калининграда появилось новое кладбище, являвшимся продолжениемНового общинного кладбища кирхи памяти королевы Луизы. Вскоре остатки немецкого кладбища вошли в состав городского и так же прекратили своё существование.
Большое городское кладбище с крематорием по ул. А Невского (Кранцер аллее) после окончания боевых действий использовалось до 1948 г. но с окончанием депортации немецкого населения прекратила свои функции. Крематорий был разрушен, а в правой части кладбища после его сноса было обустроено здание для психиатрической лечебницы. На левой стороне ещё в 80-х годах частично сохранились немецкие надгробия. В 2000-х годах на правой стороне кладбища была построена католическая церковь Св. Адальберта, а на месте бывшего крематория было восстановлено немецкое кладбище. На старом кладбище кирхи памяти королевы Луизы от которого ничего не осталось, в 90-х годах была построена лютерано-евангелическая кирха.
Восточный массив кладбищ за Королевскими воротами долгое время никак не использовался надгробия, разрушались, территория зарастала деревьями и кустарником. Калининградская еврейская община на территории бывшего еврейского кладбища в 2000 году построила небольшое мемориальное кладбище в виде стены с вмурованными остатками надгробий. На месте предположительной могилы известного раввина Исроэль Салантэр, (являвшийся основателем этического направления в иудаизме) была установлена мраморная плита.
После 2005 г. в этом районе появились проекты застройки кладбищенских участков, и к 2010 г., начали возводить первые жилые дома.
Ну и немного Рудникова
http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19140
( и памятной плиты)
В 60-х годах проявилась тенденция разграбления немецких могил. Власти ни как не пресекали подобный вандализм, а по мере исчезновения кладбищ остатки сносились и застраивались. Таким образом, одно из старейших кладбищ Кёнигсберга у Бранденбургских ворот Старое Кнайпхофское и Старое Альтштадское на которых были похоронены известные Кёнигсбергские профессора, в том числе Людвиг Реза, были разрушены, остатки снесены, а на их территории был построен детский сад.
Нельзя сказать, что все действия городских властей противоречили действующим законам, по которым заброшенные и не использующиеся кладбища сносились через 30 лет. В это же время было окончательно снесено и старое еврейское кладбище, сохранённое в черте старого города. Оно было частично застроено, но когда в 2000-х годах была предпринята попытка застроить оставшуюся часть, еврейская община Калининграда выступила с протестом, и работы по проектированию были прекращены.
Новое еврейское кладбище на северо-западной окраине города с большим общинным домом и синагогой (разрушенными во время штурма в 1945 г. за исключением помещения у ворот) вскоре после войны прекратило своё существование, и в 60-х годах было передано садово-дачному обществу, в сохранившемся помещении на входе расположилась ветеринарная служба (ул. Катина).В начале 60-х годовугорожан Калининграда появилось новое кладбище, являвшимся продолжениемНового общинного кладбища кирхи памяти королевы Луизы. Вскоре остатки немецкого кладбища вошли в состав городского и так же прекратили своё существование.
Большое городское кладбище с крематорием по ул. А Невского (Кранцер аллее) после окончания боевых действий использовалось до 1948 г. но с окончанием депортации немецкого населения прекратила свои функции. Крематорий был разрушен, а в правой части кладбища после его сноса было обустроено здание для психиатрической лечебницы. На левой стороне ещё в 80-х годах частично сохранились немецкие надгробия. В 2000-х годах на правой стороне кладбища была построена католическая церковь Св. Адальберта, а на месте бывшего крематория было восстановлено немецкое кладбище. На старом кладбище кирхи памяти королевы Луизы от которого ничего не осталось, в 90-х годах была построена лютерано-евангелическая кирха.
Восточный массив кладбищ за Королевскими воротами долгое время никак не использовался надгробия, разрушались, территория зарастала деревьями и кустарником. Калининградская еврейская община на территории бывшего еврейского кладбища в 2000 году построила небольшое мемориальное кладбище в виде стены с вмурованными остатками надгробий. На месте предположительной могилы известного раввина Исроэль Салантэр, (являвшийся основателем этического направления в иудаизме) была установлена мраморная плита.
После 2005 г. в этом районе появились проекты застройки кладбищенских участков, и к 2010 г., начали возводить первые жилые дома.
Ну и немного Рудникова
http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=19140
- UmSchu
- Собиратель
- Сообщения: 331
- Зарегистрирован: 19-10-2014 18:53:01
- Откуда: Hinterrossgarten
- Благодарил (а): 85 раз
- Поблагодарили: 54 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
Lindenstraße 7-10 - Israelitisches Waisenhaus [Израильский детский дом]motorman писал(а):Немного фото интерьера приюта на Ломзе...
Synagogenstraße 14/15Wight писал(а):Старая синагога.
- gsm_689
- Рисователь полосок
- Сообщения: 5078
- Зарегистрирован: 21-07-2008 22:05:11
- Откуда: Metgethen (поселок Александра Космодемьянского)
- Благодарил (а): 2363 раза
- Поблагодарили: 3632 раза
Re: Еврейская история Восточной Пруссии
нашлось норм фотоshapirovictor писал(а): ↑15-05-2011 03:34:18 Вот настоящая Старая синагога в Кёнигсберге. Она справа, а слева - ортодоксальная синагога "Адат Исраэль", обе находились на улице Синагогенштрассе, это примерно там, где обзежитие средней мореходки.