совместными усилиями с ГАКО запилили небольшой пост, посвященный образованию [сменившего много названий] завода
https://vk.com/gosarhivkaliningrad?w=wa ... 6592%2Fall
ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ
►Несмотря на то, что Калининградская область была создана лишь в 1946г., первые советские предприятия заработали здесь уже в 1945г. – ещё на территории Особого Военного округа.
Было их немного...
В АВАНГАРДЕ
►Приказом Народного комиссара целлюлозной и бумажной промышленности СССР 7 декабря 1945г. на базе немецкого артиллерийского завода «Остланд Верке» был создан Кёнигсбергский механический завод (с 4 апреля 1946 г. он станет называться «Калининградским», а с 20 сентября 1965г. – Калининградским опытным заводом бумагоделательного оборудования). /Илл. 1/.
►Сложнейшая задача создания производства в руинах, причём производства абсолютно новой специализации - нацеленной на «изготовление запасных частей и отдельных агрегатов для целлюлозно-бумажной промышленности» возлагалась на начальника Управления по восстановлению целлюлозно-бумажных предприятий в Особом военном округе тов. В.П.Горбунова.
О ЗАВОДЕ «ПРИ НЕМЦАХ» И ОБ «ИТОГАХ» ВОЙНЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
►В документах Государственного архива Калининградской области имеется составленная в далёком 1948г. «историческая справка» на завод «Остланд Верке» (Илл. 2), а также составленное примерно годом раньше «Описание завода» (Илл. 3-4).
►Из данных документов мы узнаём, что завод Остланд Верке, находившийся в посёлке Метгетен (ныне пос. А.Космодемьянского), производил артиллерийские орудия до 76 мм из заготовок, получаемых из других заводов Германии.
Завод имел главный корпус (там был механический цех) и ряд других корпусов, имевших вспомогательное значение. Присутствовали: цеха - инструментальный, прессовый, малярный, а также - склады, котельная, насосная станция водоснабжения, здания для обслуживания работавших. Заготовительных цехов (литейного, кузнечного) при заводе не было.
Во время войны на предприятии в качестве подсобной рабочей силы трудились военнопленные: французы, бельгийцы, русские, - которые жили при заводе в специальных строениях.
►С подходом Красной Армии к Кёнигсбергу оборудование завода намеревались вывезти вглубь Германии. В одном из документов значится, что
- «абсолютно все станки с завода были вывезены /оставался только один лобовой станок/, и пол цеха был вновь покрыт цементом. Все следы установки станков были скрыты. Увезти оборудование вглубь Германии немцам помешала Советская армия, и все станки остались на ст. Пальмикино и часть на ст. Метгетен» <орфография сохранена>.
►В результате военных действий здания завода были разрушены. В документах этого нет, но краеведы считают, что в феврале 1945 г. свою лепту в «целостность» завода внесли ещё и наши сапёры.
Вывод же архивного документа прост:
- «Советским людям, пришедшим восстанавливать завод, пришлось вновь восстанавливать здания и возвращать уцелевшие станки со ст. Пальмикино и ст. Метгетен».
►Так называемый «рабочий поселок завода» насчитывал 360 зданий (двух-, трёхквартирных), из которых примерно 25 % были совершенно разрушены пожаром или бомбами, остальные 75% требовали капитально-восстановительного ремонта. (ГАКО. Ф.Р-89. Оп.1. Д. 3. Л.24).
ПЕРВЫЕ СОВЕТСКИЕ КАДРЫ
►Вот в таких тяжёлых условиях начал создаваться трудовой коллектив советского завода.
Кто они были – первые работники завода?!
►В то время в Кёнигсберге появилось объявление следующего содержания:
- «Кенигсбергский ремонтно-механический завод, находящийся в посёлке Метгетен, производит прием на работу русского населения следующих специалистов: каменщиков, бетонщиков токарей, фрезеровщиков и прочих профессий. Сообщение: от города ехать на попутных машинах по Пиллаусскому шоссе до поселка. Обращаться в отдел кадров завода».
►Сам Кёнигсберг тогда тоже лежал в руинах; не было электроэнергии, воды, тепла, топлива. Не работали транспорт, торговля, канализация. Но рабочие руки для завода нашлись.
Первыми на завод прибыли: электрик Курилов М.Д., фрезеровщики Думбинский С.И. и Сухов А.С., шоферы Бирюков В.Ф., Лабукин В.И., Теплинский П.М., Гутник Е.С., маляр Носов Д.Д., начальник охраны Кривцун Ф.И. и другие.
►В январе 1946г. на завод прибыли 25 переселенцев из разных городов России и 50 бывших воинов, демобилизованных из армии. Большинство этих людей впоследствии длительное время проработали на заводе, получили специальности, руководили определенными производственными коллективами, стали ветеранами завода, целлюлозно-бумажной промышленности города и области.
►В ГАКО имеется Приказ Начальника Управления по восстановлению и эксплуатации целлюлозно-бумажных предприятий Калининградской области от 2 октября 1946г. о направлении всего демобилизованного личного сержантского и рядового состава Отдельного Армейского Трофейного батальона на разные предприятия Минбумпрома, в том числе и на Калининградский механический завод – 155 человек (ГАКО. Ф.Р-89. Оп.1. Д. 2. Л.5).
Согласно архивным документам (ГАКО. Ф.Р-89. Оп.1. Д.4. Л.10), общая численность служащих и рабочих предприятия на 14 августа 1947г. составляла уже 562 человека.
►По существу, лишь с января 1946 г. начались активные действия коллектива по ремонту, восстановлению и строительству завода. Вначале шло восстановление механического цеха, затем кладка стен литейного, инструментального и кузнечного цехов на фундаментах старых зданий. Велась прокладка кабеля для электроснабжения от ТЭЦ-1 и ЦБК-2. Изыскивались возможности водоснабжения, теплоснабжения, питания и жилья для работников, снабжения предприятия необходимыми материалами…
НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
►В двух словах описать трудности первых лет существования предприятия невозможно. Это большая редкость, но документы завода, относящиеся к самому началу его трудовой «биографии» в 1945г. пусть неполностью, но сохранились…
Надо отметить, что они, ветхие, плохо читаемые, весьма интересны.
Так, например, в ранних документах завода сохранилась информация о том, что в 1946 г., параллельно с утвержденной номенклатурой продукции, на нём планировалось … развернуть КАТЕРОСТРОЕНИЕ (!).
►Уже было подобрано помещение для судостроительного цеха, подобран тип катера – Катер Тип «А», имевший габаритные размеры, скорость 21-22 к/м, тягу 700 к/г, осадку 70 с/м, собиравшийся и сваривавшийся на металлическом стапеле в положении вверх килем…
►Документы сообщают, что катера типа «А» до войны строились заводом №341 Министерства судостроения в г.Рыбинске и в «настоящее время со строительства сняты, причем на заводе имеются чертежи, технология, стапель…» (ГАКО. Ф.Р-89. Оп. . Д. 4. Л.5). В документах ГАКО сохранился даже эскиз катера (Илл.5).
КОГДА ВЫРАЖЕНИЕ «ПО ЗОВУ СЕРДЦА» - НЕ ПРОСТО СЛОВА
►15 января 1946 г. на заводе состоялось первое собрание коммунистов, насчитывавших в своей организации всего 5 человек. Шло горячее обсуждение нелёгких задач. Было принято решение - ударно трудиться самим и мобилизовать всех остальных на преодоление трудностей. Секретарем партийной организации был избран электрик Курилов М.Д.
►Чуть позднее состоялось профсоюзное собрание.
Было решено организовать в коллективе соцсоревнование в честь 29-й годовщины Октября. Приняты конкретные обязательства. Собрание избрало заводской комитет профсоюза. Председателем завкома был избран коммунист фрезеровщик Думбинский С.И.
►В конце 1946 года в стенах завода прошло и
комсомольское собрание. На заводе работало 34 члена ВЛКСМ. Комсомольцы утвердили мероприятия по достойной встрече 29-й годовщины Ленинского комсомола, избрали заводской комсомольский комитет. Секретарем был избран Игнашкин Н.П…
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
►7 ноября 1946 г. коллектив завода собрался на своё первое торжественное собрание, посвященное 29-й годовщине Октябрьской Социалистической революции. На собрании были подведены некоторые итоги по становлению завода, обсуждались дальнейшие задачи.
В этот вечер заводчане первый раз за всё время просмотрели кинофильм «Великий гражданин» (между прочим, о жизни и смерти Сергея Кирова) и концерт собственной художественной самодеятельности…
►К слову, в Приказе Министра Целлюлозной и Бумажной Промышленности СССР за 5 ноября 1947г. №889 среди лучших рабочих-стахановцев предприятий целлюлозно-бумажной промышленности всей страны, успешно выполнивших взятые ими высокие соцобязательства в честь 30-й годовщины Великого Октября, уже значились два работника делающего свои первые шаги Калининградского механического завода.
Это Румянцев Иван Андреевич – электромонтер и Саморукова Галина Семеновна – токарь Калининградского механического завода (ГАКО. Ф.Р-89. Оп.1. Д. 4. Л.20-21).
Фрагмент статьи из «К.правды» от 18.12.1960, особенно порадовал последний абзац)
На протяжении многих и многих лет город-казарма, город-крепость [Кенигсберг] жил для войны, работал на войну. Множество предприятий, расположенных в самом городе и его окрестностях днем и ночью ковали оружие для гитлеровской армии. Одно из них — артиллерийский завод — фашисты предусмотрительно упрятали в сосновом лесу у бывшего поселка Метгетен (ныне А. Космодемьянского). На территории этого предприятия, где чудом уцелело два-три здания, и возник нынешний Калининградский литейно-механический завод.
В техническом кабинете завода на одном из стендов есть документ, ставший достоянием истории. Это приказ №1076 бывшего народного комиссара целлюлозно-бумажной промышленности Союза ССР «Об организации механического завода Наркомбумпрома». Дата этого приказа — 7 декабря 1945 года — считается днем рождения завода. Но работы по его возрождению начались еще раньше.
Уже в августе 1945 года из далекого Челябинска прибыли в поселок опытный электрик коммунист Михаил Курилов и молодой слесарь Илья Ваньков. Вслед за ними по зову партии сюда приехали из Пензы и Подмосковья фрезеровщик Сергей Думбинский, слесарь Ефим Гутник, шоферы Алексей Линьков, Мария Батракова, конструктор Григорий Постарнак, выпускники ремесленного училища Сергей Морозов, Александр Сухов, демобилизованные воины Павел Румянцев, Алексей Ткачев, Александр Салтысюк, Василий Выдра и многие другие. Эти люди первыми принялись за создание нового предприятия, выпускающего мирную продукцию.
— Делать приходилось все заново,— рассказывает ветеран завода Михаил Данилович Курилов. — Один из основных производственных корпусов завода сгорел. Силовая станция была взорвана, электрические кабели повреждены. Много станков и оборудования фашисты погрузили в эшелон и угнали с завода. Остальные увезти не успели, но сорвали со своих мест вместе с обломками цементного пола. Исправных оказалось всего три станка.
Начали мы с того, что очистили цеха, выбросив на свалку оставшиеся от прежних хозяев артиллерийские стволы, лафеты, затворы. Ведь мы, советские люди, приехали работать для мира, а не на войну!
Живой свидетель и один из многих творцов истории завода, он хорошо помнит этапы его становления и роста.
Знаменательным событием тех дней был ввод в эксплуатацию первой очереди токарно-механического цеха. В начале 1946 года в этом цехе зашумели станки, начался выпуск инструмента и запчастей для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Вскоре была восстановлена электроподстанция и силовое хозяйство, получен эшелон оборудования. Производственные мощности сразу намного увеличились.
Следующий этап — пуск литейного цеха, заново построенного па месте сгоревшего корпуса. Это событие вылилось в настоящий праздник. При выпуске первой плавки присутствовали все рабочие. И это не случайно. Ведь первая плавка была особой, символической. Вместе с металлоломом в вагранке был переплавлен найденный среди хлама под забором бюст фашистского главаря Гитлера.