В развитие темы захваченных на земле самолетов несколько документов по оставлению немцами аэродромов в Восточной Пруссии, полученных в общей куче от rogi (Игоря). Перевод не дословный, немецкие "канцеляризмы" и сокращения для удобства чтения заменены на соответствующие (в моем понимании) русские выражения. В скобках уточняющая или дополнительная полезная информация.
Авиационное командование Восточная Пруссия.
1 марта 1945 года.
Исходящий № 402/45. Секретно
Betr. (Betreffs) Относительно: Донесение о разрушении
Bezug: Отношение (ссылка на …) Нет
Командованию 6-го Воздушного флота
Айхвальде (Лабиау, находится в 3,2 км к юго-востоку от Лабиау/Полесск):
После сообщения о разрушении строений в районе Айхвальде взлетно-посадочная полоса не была окончательно разрушена в результате сильного артиллерийского обстрела. Задержка в мероприятиях по разрушению произошла в основном из-за того, что находящаяся там авиационная часть не смогла вовремя улететь из-за плохой погоды. Из-за неожиданно быстрого продвижения противника и отступления своих войск взлетно-посадочная полоса попала в руки врага, вероятно поврежденная артиллерийским обстрелом, но не разрушенная, как планировалось. (Аэродром имел только грунтовую взлетно-посадочную полосу)
Расследование, проведенное по приказу командующего авиационным командованием Восточная Пруссия (майором Бёкером) в конце января в отношении командования аэродрома подтвердило уничтожение оставленных объектов (помещений).
Копия с копии.
Командование авиабазы E(v) 259/III
Отдел L 34 108. Lgp. (почтамт воздушного округа) Кёнигсберг
24 января 1945 г.
Номер (документа) по журналу …/45 секретно
Касается (содержание документа):
Эвакуация и уничтожение объектов авиабазы Айхвальде.
Получатель:
Командование района авиационного базирования 1/1
Ia (оперативный отдел)
Einsatzort (категория документа?): Оперативная сводка
21.01.45: Противник уже частично продвинулся западнее Тимбера и Либенфельде, проник в лес Штернбергер. Аэродром поддерживает связь со штабом обороны "Позиция Дейма".
16.30. Получен приказ об эвакуации и уничтожении сооружений. Конечный пункт эвакуации – Берент (город юго-западнее Данцига, теперь Косьцежина, Польша), боевая готовность № 1, боевое охранение от Люфтваффе отправлено на "Позицию Дейма".
18.15. Приказ на погрузку автомобилей, не требующихся для обеспечения полётов, имуществом технических служб.
Ночь. Наземный персонал NAG.4 и ремонтный взвод 12/10 начали движение. "Позицию Дейма" занимает фольксштурм и мелкие подразделения.
22.01.45. (Общая обстановка): Противник приблизился к реке Дейма и угрожает Велау (Знаменск).
09.10. Радиосообщение от 1/1 (штаба 1-го района авиационного базирования): "Если существует непосредственная опасность, выполняйте мероприятия по уничтожению объектов".
11.40. К командному пункту аэродрома выдвигается батарея 3-го батальона (дивизиона) 1551-го артиллерийского полка (III/AR 1551). На "Позиции Дейма" подразделения Люфтваффе и фольксштурма заменены частями 286-й пехотной дивизии, с ней установлена связь.
В обед отправлены 12 грузовиков в Нойхаузен, (в том числе?) 2 грузовика с боеприпасами. С аэродрома отправляются разведывательные группы (боевое охранение?). Вечером на северо-востоке слышен сильный шум боя. В Лабиау иногда рвутся артиллерийские снаряды.
В
17.10 оперативное совещание. Приказ – начать уничтожение объектов авиабазы.
Самолёты NAG.4 не могут улететь из-за плохой погоды. Приняты меры для их защиты от повреждений, вызванных взрывами. Жилые помещения авиабазы частично заняты армией. Ночью взорвали помещения складов снаряжения и 2 топливных склада.
23.01.45. После полуночи (
02.20) противник находится восточнее Деймы и южнее. Тревога для армейских частей на территории авиабазы. Враг снова отброшен. Комендатура поддерживает постоянную связь с командными пунктами армии. Весь свободный личный состав авиабазы использован для прикрытия подходов и охраны самолётов.
На рассвете усилился вражеский огонь с применением тяжёлого оружия. Группа NAG.4 готовится к взлёту.
В
7.30 обстрел района авиабазы, разбит 1 легковой автомобиль. Барак комендатуры сожжён, остальные постройки уничтожаются в указанном порядке. Были разрушены: весь район размещения, бетонные бункеры, хорватский лагерь, топливные ёмкости, открытый склад боеприпасов, за исключением штабелей, с которых армейские сапёры брали бомбы для взрывных работ. Боеприпасы к стрелковому оружию также переданы армии (срочное требование командира боевого участка Лабиау) – оружие без боеприпасов не может быть использовано в бою. Лётное поле не взорвано из-за артиллерийского обстрела. Неисправные машины уничтожены.
08.40. Близлежащие населённые пункты Грюнден и Недау находятся под артиллерийским огнём. После взлёта последнего самолёта оставшийся персонал комендатуры уходит с аэродрома пешком вместе с боевым охранением.
Отчёт по эвакуации имеющихся (на аэродроме Айхвальде)
транспортных средств.
Эвакуирована следующая техника:
2 тяжёлых мотоцикла с коляской
2 гусеничных мотоцикла
5 легковых автомашин
5 грузовиков
1 автобус
1 колёсный трактор
1 автоцистерна с прицепом-цистерной
1 кислородная (компрессорная?) станция с прицепом
2 гусеничных тягача "Ost" с прицепами
1 тяжёлый прицеп
3 лёгких прицепа
2 пожарных машины с прицепами
Из топлива вывезены:
5000 литров бензина "Отто"
5600 литров дизельного топлива
400 литров моторного масла
На аэродроме Айхвальде остались:
1 гусеничный тягач "Сталинец" – подорван ручными гранатами
1 лёгкий колёсный тягач (трактор) "Zettelmeyer" – подорван ручными гранатами.
1 прицеп тягача "Ost" – подорван ручными гранатами.
Эти транспортные средства были неисправными.
Всё горючее вывезено. Осталось 80 пустых бочек, которые были уничтожены в результате подрыва объектов аэродрома.
С подлинным верно
Майор …
Аэродром Айхвальде находился в полосе наступления 54-го стрелкового корпуса 43-й армии. В ЖБД 801-го стрелкового полка 235-й стрелковой дивизии он отмечен как захваченная 23 января посадочная площадка для самолётов южнее господского двора Глюксхефен ("Глюкохефен"). Полк доложил о захвате 12 повреждённых "Ю-87", но в ЖБД 54-го СК за этот день значатся 5 исправных и 2 сгоревших "Ю-87".
Ещё интереснее ситуация стала 24 января, когда из второго эшелона через боевые порядки 235-й с/д в бой ввели 126-ю с/д. Командный пункт дивизии разместился как раз в Айхвальде. В документах 126-й с/д сам аэродром не упоминается, но в список трофеев 24-25 января включены 13 неисправных самолётов без указания типа. Имел ли место между штабами дивизий разговор в духе:
неизвестно, но в штабе 54-го СК не стали морочить себе голову разборками и ограничились общим итогом за январь в 30 захваченных самолётов "вообще". Столько же указано и в итоговой сводке 43-й армии. Этот документ под названием "Доклад-справка по наступательной операции войск 43 армии с 19.01 по 10.02.45" на предыдущей странице темы уже выкладывал
gsm_689 viewtopic.php?p=86013#p86013
Учитывая, что общий смысл доклада – в войсках, включая штабы стрелковых корпусов, пьют и врут, достоверность итоговых результатов, составленная по докладам этих же штабов, под большим вопросом.
В полной мере это относится и к захваченным самолётам. Я вполне допускаю, что за время существования аэродрома Айхвальде, построенного в 1939 году, на свалке и в окрестностях могло накопиться 15 списанных самолётов (например в виде ложного аэродрома), но "Ю-87" там никогда не базировались, а покинувшая его последним группа NAG.4 летала на "Ме-109".