Первая калининградская нефть была добыта летом 1968г.
ЗАБИЛ НЕФТЯНОЙ ФОНТАНПроизводственное объединение по добыче нефти и газа «Калининградморнефтегазпром»
НА ТЕРРИТОРИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОБНАРУЖЕНО МЕСТОРОЖДЕНИЕ «ЧЕРНОГО ЗОЛОТА» Есть ли залежи нефти в недрах Калининградской области? По этому поводу геологи уже давно высказывали обнадеживающие предположения. Имевшиеся геофизические и геологические данные показывали, что в Прибалтике наша область наиболее перспективна в этом отношении, так как земная кора здесь имеет именно те структурные формы, в которых образуются нефтяные месторождения.
Калининградская комплексная геологоразведочная экспедиция совместно с Прибалтийской геофизической экспедицией провела большие работы по подготовке площадей под глубокое поисковое бурение на нефть. В результате был выявлен ряд мест, где формы породных структур имеют куполообразный изгиб, характерный для нефтесодержащих пластов.
Дальнейший поиск нефти было поручено вести Ярославскому специализированному нефтегазоразведочному тресту, который в прошлом году организовал в нашей области нефтеразведочную экспедицию. Первые же пробы, взятые на скважин, пробуренных на одной из выявленных площадей севернее города Гусева, доказали, что в глубинах земли есть породы, содержащие нефть.
И вот несколько дней назад геологам удалось найти еще одно место, где имеются залежи «черного золота». На Красноборской площади, расположенной в Гвардейском районе, на глубине 1.932—1.940 метров был пройден нефтеносный горизонт. Первый нефтяной фонтан забил на территории Калининградской области.
По предварительным данным, суточный дебит скважины не менее 100 тонн нефти. Специалисты считают, что это неплохой показатель. Немаловажно и то, что нефть, добыта из кембрийских отложений, она относится к типу легких и малосернистых.
В ближайшее время нефтеразведочная экспедиция заложит в этом районе новые скважины, чтобы определить границы месторождения и выяснить запасы «черного золота».
Для промышленной разработки и освоения нефтяных месторождений в Калининградской области приказом Министерства нефтяной промышленности СССР от 8 сентября 1972 г. № 404 образовано нефтегазодобывающее управление «Калининграднефть» с местонахождением в Калининграде и подчинением объединению «Белоруснефть». Основными задачами управления являлись: добыча нефти и газа, эксплуатация и ремонт скважин, руководство деятельностью подведомственных предприятий.
Становление и развитие новой отрасли области тесно связано с первым начальником – В. Закутским, возглавлявшим управление в течение 13 лет.
Владимир Сергеевич Закутский (1926; Ростовская обл. — 1997; Калининград), хозяйственный руководитель.В результате геологоразведочных работ, законченных в 1972 г. трестом «Ярославльнефтегазразведка» Министерства геологии РСФСР, на территории области были установлены два крупных нефтяных месторождения – Красноборское и Ушаковское, общие запасы которых составляли 10770 млн. тонн нефти. Окончил Грозненский нефтяной техникум (1946), нефтяной институт (1957). Техник-электрик, инженер-электрик конторы подсобных предприятий треста "Малгобекнефть" (1957), старший инженер, нач. Жирновского нефтепромысла в Волгоградской обл. (1957–1964), нач. производственного объединения "Нижневолжскнефть" в г. Волгограде (1964–1971), главный технолог проектной части Волгоградского НИИ, Проектного института нефти (1971–1972), нач. нефтегазодобывающего управления "Калининграднефть" (1972–1978), директор ПО "Калининградморнефтегазпром" (1978–1986).
http://www.gako2006.narod.ru/bolshoy_sl ... eevich.htm
Но неподготовленность производственной базы, отсутствие организационной структуры не позволили получить промышленную нефть в 1973-1974 гг. Запланированный объем капитальных вложений был выполнен всего на 17%. Два года коллектив управления вел подготовительные работы: построены 12 км нефтепроводов, 2 км железнодорожных путей, сдано в эксплуатацию 5 нефтяных скважин, нефтеналивная эстакада, склады.
В феврале 1975 г. на Красноборском месторождении началась добыча первой калининградской нефти. Добытая нефть отправлялась железнодорожными цистернами на Ново-Полоцкий и Дрогобычский нефтеперерабатывающие заводы. Налив нефти в цистерны производился на нефтеналивной эстакаде на станции Знаменск (мощность 350 тонн в сутки).
ПОШЛА КАЛИНИНГРАДСКАЯ НЕФТЬ!Первый состав с калининградской нефтью отошел вчера от нефтеналивной эстакады станции Знаменск. Его путь лежит на Ново-Полоцкий нефтеперерабатывающий завод. Отныне Калининградская область стала новым нефтедобывающим районом страны. За 10 месяцев получили 390000 тонн нефти. В 1976 г. в промышленную эксплуатацию введены Малиновское и Ушаковское месторождения, в сентябре 1977 г. – Исаковское, в 1980 г. – Дейминское, в 1984 г. – Славинское, Вилькичайское и Южно-Шюпарейское месторождения.
Прошло всего восемь лет с тех пор, как на калининградскую землю пришли нефтеразведчики, а сегодня уже открыто десять месторождений промышленного значения, первыми из которых вступили в эксплуатацию Ушаковское и Красноборское.
Все здешние месторождения дают так называемую кембрийскую нефть, которая особенно высоко ценится за большое содержание в ней легких фракций горючего и отсутствие вредных примесей, в том числе и серы, что облегчает выработку самых лучших сортов бензина.
На торжественном митинге, состоявшемся вчера на станции Знаменск в честь начала добычи нефти, с приветствием к геологам и нефтедобытчикам, первыми проложившим путь калининградской нефти, обратился член ЦК КПСС первый секретарь обкома КПСС Н.С. Коновалов. Коллектив управления «Калининграднефть» принял обязательство дать в завершающем году пятилетки не менее четверти миллиона тонн высококачественного «черного золота».
НА СНИМКАХ:
Торжественный митинг, посвященный отправке первого состава с черным золотом член ЦК КПСС, первый секретарь Калининградского обкома КПСС Н.С. Коновалов с наполненной нефтью чашей, символизирующей дар земли калининградской Родине
На 1 января 1973 г. общая численность управления составляла 59 человек, распределенных по 3-м подразделениям: административный аппарат, база производственного обслуживания и транспортная группа.
С ростом предприятия, увеличением объемов производства менялась структура управления, создавались новые отделы, цеха, службы.
В эти годы создаются Совет научно-технического общества (1973 г.), учебно-методический Совет (1975 г.), Совет по научно организации труда (1976 г.), служба научно-технической информации (1977 г.), Совет по экономическому образованию, Совет наставников (1977 г.).
Через пять лет в эксплуатации находилось пять месторождений – 55 нефтяных скважин.
В августе 1978 г. правительством было принято решение по освоению ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе СССР. В этой связи нефтегазодобывающее управление «Калининграднефть» передано из Министерства нефтяной промышленности СССР в ведение Министерства газовой промышленности СССР и приказом Министра газовой промышленности СССР от 20 октября 1978 г. № 209 управление реорганизовано в производственное объединение «Калининградморнефтегазпром». Этим же приказом в целях быстрого наращивания производственных мощностей в составе объединения были созданы:
- Морское управление буровых работ
- Строительно-монтажное управление
- Управление технологического транспорта и специальной техники
-База производственно-технического обеспечения и комплектации оборудования.
Для обеспечения строительства морских стационарных платформ в январе 1982 г. на правах цеха создана база морского флота. В том же году на баланс объединения поступило 6 судов.
В 1983 г. на шельфе Балтийского моря была построена морская стационарная платформа, однако, нерешение ряда вопросов (ледостойкость, экстремальное волнение моря и т.п.) не позволило начать буровые работы в 1983-1984 гг.
В глубь БалтикиБыстро бежит по морю, разрезая волну, РС «Поворотливый». На борту этого небольшого судна — буровая бригада. Как обычно, по средам, на морской стационарной платформе (МСП-2) сменяются вахты. В 1984 г. создана центральная научно-исследовательская лаборатория, которая руководила геологическими, позднее научными работами по исследованию нефтяных пластов на месторождениях. Проведение этих работ было связано с определенными трудностями: отдаленность и разбросанность геофизических партий, отсутствие хороших подъездов, современных поисковых приборов, специфика эксплуатации скважин (высокое давление, большое содержание парафина, химические свойства калининградской нефти и т.д.).
А вот и она — МСП-2. Первая на Балтике разведочная платформа конструкции которой поднялись над морем на 65 метров. Отданы швартовы. Быстро выясняется состояние дел на всех рабочих местах. Сменяемая вахта спешит. Сегодня она будет дома. Слышу разговор между радистами Игорем Левендорским и Евгением Герусом.
— Как радиостанция? Все в порядке? — это Игорь.
— Все хорошо, — отвечает Герус, — связь с берегом отличная.
Так начинается первый день на буровой. А за ним второй, третий. С начала работ пройдено более 2000 метров различных пород, пластов и отложений.
— Иван Ермолаевич, когда будут первые результаты? — спрашиваю у бурового мастера И.Е. Никонова.
— Об этом говорить рано. Чем глубже уходит бур, тем больше времени тратится на каждую операцию.
В разговор вступает старший технолог платформы Б.П. Кутрик:
— Скважина разведочная от обычной отличается многим. — говорит он, — во-первых, большим объемом работ. Часто приходится поднимать керн и проверять состав породы. Во-вторых, изучаются не только недра, но и сама буровая установка, ведь она первая на Балтике. Неизвестно, как она поведет себя в той или иной ситуации. Нужны навыки, смекалка и сноровка в управлении таким огромным механизмом, как буровая. На следующих будет легче.
Наша платформа представляет собой своеобразный остров в море. Но мы не чувствуем себя оторванными от земли. После смены мы любим собираться в красном уголке, посмотреть телевизор, почитать газеты, поиграть в бильярд и нарды. К услугам бурильщиков — уютная столовая, горячий душ.
Мы работаем восемь через восемь. Каждый день наполнен напряженным трудом и ожиданием главного, того, ради чего мы находимся здесь — нефти. Так бегут дни за днями. Кончилась неделя, и мы всматриваемся вдаль, где за дымкой берег. И вот уже обрисовываются очертания катера...
До новой встречи, платформа!
Б. НОВИКОВ, электромонтер.
На снимке: первая разведочная платформа на Балтике. Фото Л. Гаркавого.
В 1985 г. в объединении произошли значительные изменения в подведомственной сети, направленные на совершенствование структуры управления производством.
Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 25 февраля 1985 г. № 95 на базе цехов по добыче нефти и газа, и комплексной подготовки и перекачки нефти, а также базы производственного обслуживания объектов добычи создано нефтегазодобывающее предприятие «Балтнефть».
База морского флота реорганизована в экспедиционный отряд подводно-технических работ и морского транспорта (на основании письма заместителя министра Мингазпрома СССР от 19 марта 1985 г.).
В состав объединения в 1985 г. входили:
(на правах производственных единиц)
- Управление «Балтнефть»
- Управление технологического транспорта
- Экспедиционных отряд подводно-технических работ и морского транспорта
- База производственно-технического обеспечения и комплектации оборудования
- Центральная научно-исследовательская лаборатория.
(на самостоятельном балансе)
- Калининградское морское управление буровых работ
- Строительно-монтажное управление.
Общая численность работающих в этих организациях составляла в 1985 г. 2145 человек.
Работу объединения возглавлял административно-управленческий аппарат, состоящий из 18 отделов.
Современная схема участков нефтедобычи